пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Особенности развития политико-правовой мысли в странах Древнего Востока (на примере Китая.

) Расцвет общ-о-пол-кой мысли ДК относится к VI—III вв. до н.э. Наиболее влиятельными пол-кими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. Возникновение даосизма традиция связывает с именем мудреца Лао-цзы. В основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь) означало правильный жизненный путь чел-ка или народа, соответствующий велениям неба. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало, Чел-ку оно предстает в виде сверхъест-го закона, управляющего миром. Соц-пол-кая конц-я даосизма представляла собой реакционную утопию. Не обладая реальной силой для борьбы с новой ар-тией, эти слои претендовали на роль хранителей священной мудрости, не доступной др-м. Наиболее влиятельной доктриной являлось конфуцианство. Родоначальник Конфуций защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущ-ую и наследственную знать. Управлять гос-вом, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — "сыном неба". Идеи прав-я знатных, типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у него с пол-ями, открывавшими доступ к гос-венному аппарату неродовитой общинной верхушки. Перенесенные в сферу пол-ки эти пр-пы должны были послужить фундаментом всей системы упр-я. Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных — важнейшее гос-венное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. С критикой прав-я наследственной ар-тии выступил Мо-цзы основатель школы моистов. Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в гос-венном аппарате. Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали замещение гос-венных должностей по пр-пам происхождения и родства. С этих позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая допускала врожденные знания у наследственных ар-тов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цензом образования. Источником мудрости являются знания, почерпнутые из жизни простого народа. Упр-е гос-вом не требует обучения. Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению пр-пов и методов упр-я в идеальном гос-ве. Идеальной орг-ей власти Мо-цзы считал гос-во с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой, в конц-и моизма идеи рав-ва были фактически отброшены; конц-я завершалась восхвалением деспотически-бюрократического гос-ва, исключавшего всякую возможность не только участия народа в упр-и, но и обсуждения им гос-венных дел. Интересы имущ-ой и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель раннего легизма Шан Ян. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок пол-ки и разрабатывали учение о технике отправ-я власти. Успеха в пол-ке достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, эк-ому обеспечению пол-ки. Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс эк-их и пол-ких реформ. В области упр-я предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников, ограничить общинное самоупр-е, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Предлагалось также установить единые для всего гос-ва законы. Высшей целью деят-ти государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.


16.06.2015; 11:02
хиты: 174
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь