пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Раннефеодальное государство «Киевская Русь». Социально-политический строй и культура. Принятие Русью христианства и его историческое значение

 

Теории вознокновения древнерусского государства:

  1. норманнская теория;
  2. антинорманнская теория;
  3. центриская теория.

   Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.

   Теория была широко распространена в XVIII в. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер.

   Антинорманнская теория. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели свою государственность.

Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.

Центриская теория. Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов.

Этой теории придерживаются большинство современных историков.

 Первый глава государства - Рюрик (862–879 гг.)

879(882)-912 – Правление Олега

882 - образование древнерусского государства.

Князь установил размер дани (полюдьи)

907 – поход на Византию (договор с Византией о привилегиях для русских купцов)

911 – второй поход на Византию (договор, кот. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам)

912-945 – правление Игоря.

941, 944 – походы на Византию.

945–964 - Правление Ольги – одна из первых приняла христианство

Установление уроков и погостов – размера дани и места сбора дани.

964–972 – правление Святослава

966 - разгром Хазарского каганата

980-1015 - Владимир 1 Святославич

988 - Крещение Руси

1019–1054 - Ярослав Владимирович Мудрый

Ярославу принадлежит редакция свода законов «Русская правда».

Феодальные черты получили дальнейшее развитие.

Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов.

Появилась категория экономически зависимых людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали договор («ряд») о службе феодалу на каких-либо условиях.

Зарождается боярское землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время.

Князья назначали посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.

Территории, управляемые наместниками киевского князя, получили название «волость».

  1113–1125 - Владимир Мономах

Устав Владимира Мономаха:

  1. Упорядоченное взымание процентов ростовщиками
  2. Улучшение правового положения купечества
  3. Регламетнация записей холопства

   Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир со своей дружиной.

Принятие христианства в X в. обострило отношения киевской знати с соседями. Крещение новгородцев проходило вместе массовым кровопролитием, христианские обряды, порядки долго не приживались в обществе.

Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией являлась частью Вселенской Константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Первоначально митрополитами и священниками на Руси были греки. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, тем самым поставил точку в споре с греками.

   Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян:

  1. церковь стала быстро обретать экономическую независимость;
  2. политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть судьей в политической сфере;
  3. христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, так как проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;
  4. важный вклад внесла христианская церковь в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Среди населения Руси, прежде всего Киевского княжества, увеличился процент грамотных. Христианство вводило новые нормы поведения, морали для славян.

хиты: 1150
рейтинг:+2
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь