пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом

 

Прародиной образования принято считать страны Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет, Китай, Индия и др.). Здесь получили развитие три основных типа школы – жреческие, которые создавались при храмах и готовили служителей культа. Они относились к господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов; дворцовые, предназначавшиеся для обучения детей рабовладельческой знати – элиты общества; писцов-чиновников, которые были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строительстве ирригационных сооружений и в уходе за ними.

Таким образом, цивилизация, созданная государствами Древнего Востока, стала одним из важных источников дальнейшего развития мировой духовной культуры, в частности образования. Ее традиции и прогрессивные тенденции был восприняты и углублены, прежде всего, в античном мире, где сложились три, во многом схожие и вместе с тем своеобразные системы образования и воспитания: спартанская, афинская и римская.

Содержание и структура школьного образования в период Античности. Спартанская и Афинская школьные системы представляют собой отчетливое разделение педагогической теории и практики в самом начале своего эволюционного генезиса на две взаимно противоположные парадигмы образовательного процесса – авторитарную и гуманистическую.

Системе спартанского воспитания было чуждо стремление к развитию свободной, независимой и творческой личности. Стратегические интересы Спарты (стремление сохранить господство над покоренными соседними территориями) требовали подготовки подрастающего поколения к борьбе за дальнейшее укрепление могущества своего полиса.

Воспитание в Спарте носило открытый характер. Каждый взрослый считался учителем мальчика. Старец имел не только право, но и обязанность указать ребенку на его проступок pi наказать его тростью на месте преступления – на улице или в гимназии. За каждым проступком следовали телесные наказания, т. к. спартанцы полагали, что только наистрожайшая дисциплина создает доблестных граждан.

Государственное воспитание начиналось в Спарте с 7 лет и заканчивалось в 21 год. Первый его этап продолжался 7 лет и включал в себя игры военного характера. Мальчиков приучали к военной суровости и дисциплине, выдержке и выносливости, безропотному подчинению старшему, преклонению перед физической силой. В личности при этом полностью подавлялись индивидуальные качества и способности, формировались агрессивные наклонности.

После 14 лет начинался новый образовательный этап для спартанской молодежи. В этот период помимо физкультурных упражнений и занятий военным делом большое внимание уделялось и музыкальному образованию, которое сводилось к хоровым занятиям и разучиванию патриотических песен. В возрасте 21 года спартанская молодежь получала все права свободного гражданина, после чего имела возможность жить семейной жизнью. Характер их занятий полностью приближался к жизни военно-лагерной общины.

Афинская образовательная система представляла собой полную противоположность описанной выше спартанской школе. Демократические принципы государственного устройства, атмосфера всеобщей толерантности и плюрализма, господствовавшая в афинском обществе, послужили главной причиной формирования педагогической среды, основанной на гуманистических началах.

Государственная образовательная система в Афинах начиналась для мужского населения с 7 лет. Эта первая образовательная ступень называлась «дидаскалиаф».

Основная воспитательная задача сводилась прежде всего к тому, чтобы сформировать у человека такие знания умения и навыки, которые раскрывали бы личную индивидуальную культуру полноправного гражданина, являлись его атрибутами как «свободнорожденного» эллина.

Разрешение указанных двух задач в первые два года обучения брали на себя раздельно частные мусические и гимназические школы (от 7 до 16 лет). С 12 лет мальчик посещал гимнастическую школу, а в дальнейшем (от 16 до 18 лет) – государственную гимназию. Этот образовательный путь заканчивался двухлетней эфебией (от 18 до 12 лет) – военной службой, соединенной с некоторыми аспектами образовательного процесса.

Мусическая школа, представлявшая первую ступень всей афинской образовательной системы, решала задачи начального обучения и давала литературное и музыкальное образование, сопряженное с обучением чтению и письму. Одновременно с посещением мусических школ проходило обучение в гимнастических учебных заведениях, главная цель которых – физическое развитие учащихся. Программу обучения в них составляло пятиборье: бег, борьба, метание диска, прыжки и т. д. Эфебия также представляла собой определенную ступень в образовании афинского гражданина: дискуссии на политические и философские темы. Обсуждение которых вопросов поэзии и музыки составляло важнейшую часть пребывания в этих заведениях.

Став в IV в. господствующей религией, христианство на протяжении многих столетий оказывало определяющее влияние на развитие педагогической традиции западной цивилизации.

С установлением монополии церкви на образование основными типами школ в Западной Европе стали приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян; монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи (в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала); соборные или кафедральные, которые открывались при епископских резиденциях. Во всех этих школах дети 7–15 лет обучались основам грамоты и пению. Кроме того, в монастырских и соборных школах содержание образования составляли грамматика, риторика и «диалектика» (знания и навыки для ведения диспутов на религиозные темы), а в более крупных учебных заведениях такого типа наряду с указанными предметами преподавались арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью (вооружение учащихся умениями вычислять время наступления христианских праздников, строить церкви), музыка (пение псалмов и молитв). Все эти учебные предметы, изучавшиеся в монастырских и соборных школах, в сумме своей известны под названием «семь свободных искусств». Они по существу определяли собой все содержание средневекового образования, в основном обслуживающего нужды церкви и схоластики.

В XII в. как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ – университетов. Первоначально понятие «университет» (от лат. universitas – совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.

В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.

Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось «семь свободных искусств», в некоторых историко-педагогических исследованиях называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского(нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).

На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

В массовом своем проявлении практика образования в эпоху Возрождения сохраняет черты средневековой школы, однако к XVI в. некоторые гуманистические идеи воплощаются в жизнь и появляются новые типы школ.
В Западной Европе особое распространение получили латинские(городские) школы.В низших латинских школах осуществлялось элементарное обучение, главным предметом был латинский язык: дети учились читать Библию. Программа высшей латинской школы была сложнее и состояла из трех классов: в первом учили читать по-латыни, писать, обучали молитвам и пению; во втором классе проходили латинскую грамматику, читали басни Эзопа на латинском языке, заучивали наизусть стихотворения, проходили катехизис; в третьем классе (чаще отсутствовал) читали римских поэтов Вергилия, Овидия, Цицерона, продолжали изучение латинской грамматики. Данный тип школ, дававший умение читать и писать на языке богослужения, государственного управления и торговли, получил широчайшее распространение.

Из латинских школ постепенно развилась средняя классическая школа – гимназия,просуществовавшая без значительных изменений вплоть до конца XIX в. 

Бесспорной заслугой гуманизма эпохи Возрождения стоит считать признание ценности человеческой личности. Человека начали судить не по его принадлежности к какому-либо сословию, а по уровню его эрудиции и по степени участия в создании гуманистической культуры. Провозглашая человека центром мироздания, гуманизм отразил стремление целой эпохи к идеалу его гармоничного развития. Вместе с тем уже к XV в. обнаруживается несоответствие между идеалом и реальными возможностями его достижения, идеал всесторонне развитой личности оборачивается иллюзией. На смену социально-активной, духовно-нравственной личности приходит деловой человек-буржуа. Практика образования требует от педагогики разработки механизмов и моделей массового и доступного образования.

Педагогические идеи конца XVII – начала XVIII в. исходят из необходимости изменения воспитания на основе реализации «естественных прав» человека – свободы, равенства, братства – путем просвещения (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

 

Становление государственной системы образования и реформы школы в России XIX - XX века. Первые гимназии и лицеи в России

В начале XVIII в. первые просветительные реформы России связаны с именем Петра I, его преобразованиями.

Была заложена основа для дальнейшего развития просвещения, науки. Открыв в 1701 г. в Москве первую светскую государственную и профессиональную «Школу математических и навигацких наук, то есть мореходно-хитростных искусств», а за ней и другие профессиональные школы, подчинив их все в 1714 г. Инженерной школе, Петр I положил начало отечественной системе профтехобразования.

В конце XVIII – начале XIX в. реформы проводились в условиях подъема общественного движения и активной внешней политики России. Принятие школьных уставов в 1786 и 1804 гг., деление страны на учебные округа и создание первого в истории страны Министерства народного просвещения (1802), превращение университетов в лидеров всех других учебных заведений означало становление государственной системы народного образования.

В России 1828 г. - время реакции, наступившей после восстания декабристов. Царизм проводит школьную контрреформу, пытаясь покончить со свободомыслием, укрепить сословность в образовании. Идеология «православия, самодержавия, народности» продержалась в стране и школе до 1917 г.

В 1834 г. принимается положение о домашних наставниках и учителях. Ими могли быть только российские подданные и христиане, имеющие удостоверения о нравственных качествах от учебного заведения, где наставник получил соответствующую подготовку, а также с места жительства.

Крупнейшая и самая эффективная школьная реформа России проводилась в 1864 г. Признанными лидерами общественно-педагогического движения стали Пирогов и Ушинский. Реформа охватила все ступени школы, от начальной до высшей. Был нанесен сильный удар сословной школьной системе. Гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями. Но главное в другом. Появился новый тип школы – земская школа. В 1914 г. земства отчисляли на нужды народного образования от 25 до 40% своих средств. Из 426 уездных земств России 400 уже в конце XIX – начале XX в. начали в той или иной форме осуществлять всеобщее начальное обучение.

В 70-х гг. XIX в. усиливается политическая реакция, и это сказывается на школьной системе. В 1870-1874 гг. были приняты новые уставы гимназий и прогимназий, положение о начальных народных училищах, означавшее, по существу, значительные отступления от достигнутого школьной реформой 1864 г. Наступление реакции на школу продолжалось в 80-е гг. В 1887 г. министерством народного просвещения издается секретное распоряжение, вошедшее в историю под названием циркуляра «о кухаркиных детях» и действовавшее до революции 1905 – 1907 гг. Директорам гимназий предписывалось воздерживаться от приема в свои учебные заведения детей кучеров, поваров, лакеев, прачек и т.д., которых, как говорилось в циркуляре, «не следует выводить из той среды, к которой они принадлежат». В 1908 г. правительство Столыпина принимает закон о введении всеобщего обязательного начального образования.

Реформой 1915 г. руководил министр просвещения П.Н. Игнатьев. Он выступил против единообразия государственных учебных заведений, искал способы привлечения молодежи к знаниям, науке, считая, что это укрепит ее веру в царя и отечество. За два года было создано 20 высших учебных заведений. Расширилась сеть коммерческих училищ. Поощрялось открытие разных (сельских, уездных, частных) школ, участие в них земств, благотворительность интеллигентных богачей.

Типы учебных заведений школ классифицировать их можно по-разному. По содержанию образования их можно разделить на религиозные и светские (конечно, при разнообразии тех и других). По уровню образования – элементарные, повышенного типа и высшие. По источникам финансирования – на государственные, общественные и частные. К наиболее устойчивым типам учебных заведений относятся гимназия, лицей, университет. Об их возникновении вы можете прочитать в соответствующих статьях энциклопедий.

В России первые гимназии появились в Петербурге при Академии наук в 1725 г. и в Москве при университете в 1755 г. Во второй половине XIX в. гимназическое образование ориентировалось на социально-экономические потребности российского общества. В 1852 г. было создано три типа гимназий, каждый тип имел свой учебный план: гимназии, в которых сохранились древние языки, однако, изучение античных авторов заменялось изучением сочинений православных писателей: гимназии, в которых оставался латинский язык, а вместо учебных предметов классического цикла вводилось изучение естествознания в описательном духе; гимназии, в которых основное место отводилось законоведению.

В 1864 г. введен устав, по которому оставались только два типа гимназий – классическая гимназия (с двумя древними языками) и реальная.

В реальной гимназии в большем объеме изучались математика, естествознание, физика и черчение. Но право поступать в университет было только у выпускников классических гимназий, поэтому реальные гимназии стали в какой-то степени неполноценными

С самого начала лицеи были сословными привилегированными учебными заведениями для детей дворянской знати, которых готовили для замещения в будущем высших чиновничьих должностей всех ведомств. Во второй половине XIX в., когда сословность стала ослабевать, лицеи предназначаются для обучения одаренных детей, сначала дворянских, а затем допуск в них несколько расширяется и для других сословий. Однако до своего закрытия или преобразования лицеи оставались престижными и привилегированными учебными заведениями.

С конца 80-х гг. XX в. лицеи как тип учебного заведения возрождаются в России. Но новые лицеи часто создаются с отступлениями от традиций и современных международных стандартов. Чаще всего, они не являются учебными заведениями для одаренных детей и не дают гуманитарной подготовки, что было характерно для лицеев дореволюционной России.

История университетского образования. Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России (XVII – начало XX в.). В России, в границах ее современной территории, первыми наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Академия (1715), Академический университет при Академии наук (1725 г. - как самостоятельный Петербургский университет был заново учрежден в 1819 г., Горное училище (1733), Морской кадетский корпус (1750). Важную роль в становлении высшего образования в России сыграла Академия наук, созданная в Петербурге по указанию Петра I. Ее первое заседание прошло в самом конце 1825 г. уже после смерти Петра I.

По инициативе и проекту М. В. Ломоносова в 1755 г. был основан Московский университет, что позволило завершить трехступенчатую модель единой системы образования - «гимназия - университет - академия»

Особое место в истории российской высшей школы занимает женское образование. Отмена крепостного права (1861), последовавшие за ней реформы 1861 - 1870 гг., промышленный переворот в России и распространение либерально-демократических настроений сыграли важную роль в возникновении в стране движения в пользу женского образования. Одним из его наиболее известных сторонников был выдающийся русский педагог Н.А. Вышнеградский. Во второй половине XIX в. открываются первые «всесословные женские училища» как важное звено системы среднего образования. Тем не менее в 1863 г. выпускницам женских гимназий был закрыт доступ к высшему образованию. Со временем под влиянием просвещенных слоев населения в России стали создаваться высшие женские курсы, куда могли поступать учиться и девушки недворянского происхождения. Среди них наиболее известными были так называемые «Бестужевские высшие женские курсы» в Петербурге, которые с 1878 г. возглавлял К.И. Бестужев-Рюмин. Курсы эти готовили учителей, врачей, общественных деятелей. В 1886 г. все высшие женские курсы были закрыты властями и возродились лишь в конце XIX - начале XX в. Существовали они на благотворительные пожертвования и плату за обучение, не присваивали никаких званий, но готовили специалистов достаточно высокого уровня и были весьма популярными.

 

 


08.07.2015; 23:47
хиты: 338
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
образование
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь