Англо-шотл. прос-ние отлич. прогматизмом и практицизмом.
Эшли Шефтсбери ("Характеристики людей, нравов, мнений, времен".) Ш. занимался этикой и эстетикой. Он считал, что природными свойствами души явл. представления о прекрасном, справедливом и честном. От рождения чел награжден «моральным чувством». Нравственная сфера автономна и самодостаточна. Ведущая роль в этой сфере принадлежит чувству. Природа чела влечет его к добру и отвращает от зла. Добродетель имеет соц природу, все добрые чувства чела должны быть направлены на благо соц системы, где он живет.
Бернард Мандевиль «Басня о пчелах» Пороки частных лиц- благо для общества. Чел природа по сути своей одинакова и в естественном и общественном смысле. В основе общ-ва лежит чел эгоизм. На добрых чувствах в общ-ве ничего не построишь. Пороки способ развития общ-ва. «Добро порастает из зла», пороки двигали ремесло, торговлю, прогресс в технич. изобретениях. Работа М. «Исследование о природе общества»: история общества зависит от чел. потребностей, желаний улучшить свою жизнь (эгоизм, пороки), «первыми тиранами чела, побуждающее его действовать, были голод, жажда и нагота», «иск-во, наука, ремесла возникли из гордости, лени, чувств и непостоянства», «трудиться чела принуждают нужда, скупость, зависть и честолюбие…», «общ-во как естеств. образование, происходящее из естест. чел. склонностей»
Фрэнсис Хатчесон (1694-1747) Продолжатель Шефтсбери. и Исследование о моральном добре и зле": Чувство красоты специфично и самостоятельно. Чув-во добра и справедливости является врожденным, независимым. Большинство и даже каждый индивид могут быть испорчены несправедливостью, но общво редко дает жизнь несправедливым законам. Во всех живет чувво праведного и неправед., сопровождаемое естественным негодованием против несправедливости. Наилучшее из возможных действий — то, которое совершается для "наибольшего счастья наибольшего числа людей".
Давид Юм (1711-1776) не склонен отождествлять общ-во и гос-во: "Хотя гос. власть явл. оч. выгодным и необходимым для человечества изобретением, но она не при всех условиях необходима." “Обществ. строй", а не "естеств. сост." аморфности противопол-ся "гос власти" ("гражданс" состоянию).
Общво, появл. до возникновения гос-ва, кот., со своей стороны, возникает из необходимости защиты его от др. общ-в". “Естеств. сост. людей" - это "обществ. строй без гос. власти". Обществ. договор вовсе не необходим для того, чтобы возникла гос. власть. Если даже долг верноподданности "вначале действительно им. своим источником обязательность обещаний и в течение некотор. времени поддерживается именно этой обязанностью", то со временем необходимость в ней может отпасть. Элементом, скрепляющим общво, явл. привычка, традиция.
Естественное состояние: общественный строй без гос. власти, т.е чув-во справедливости и естеств. закон вносят порядок в естеств. состояние. Об-во собирает заинтересованных людей, т.к. им выгодно быть вместе, справедливость возникает из чув-ва выгоды. чел признает интересы другого, чтобы тот признавал его инт-сы. Этот этич. закон явл. и гражданс. законом., он создает об-во, но не гос-во. У людей формир-ся привычка к соц. жизни. Идея частной собственности, она развивает соц навыки.о-во поддерживается – след. поколения перенимают привычки родителей. Чел подчинен соц. порядки, чтобы жить в об-ве, в силу привычек к удоб-ву, кот дает ему об-во. Проблема социал-ции, хабитуализации.
Адам Смит (1723-1790). "Исследования о природе и причинах богатства народов" Область труда и трудового взаимодействия "частных лиц"- это сфера общества в узком смысле, где люди действуют сами, подчиняясь законам "естественной свободы", не нуждающимся в их дополнительном регулировании на основе "писаных законов", издаваемых государственной властью.
Государю надлежит выполнять только три обязанности: 1) "ограждать общество от вторжения других независимых обществ; 2) ограждать каждого члена общества от несправедливости со стороны других его членов; 3) создавать определенные общественные сооружения и общественные учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп.
А. Смит выделяет два типа общества. Первый тип - это "варварское" об-во, "охотничий" период развития об-ва, не требуется вмешательства силы, стоящей над об-вом. Второй - "цивилизованное" общество - наоборот, невозможен без такого вмешательства. Этот тип общества проходит в своем развитии две фазы. (1) "Пастушескую эпоху, т.е. второй период развития общества", когда "впервые появляется неравенство состояний", которое приносит с собой “некоторую степень власти и подчинения "между людьми” и (2) мануфактурно-промышленную. Уже в пределах первой фазы "вводится некоторая степень Гражданского управления, которое необходимо и нужно для сохранения общества, и это делается естественно...