№ 1 Социологические концепции Платона и Аристотеля
Платон «Государство»: общество (отождествляемое с государством) и человек рассматриваются как две симметричные и взаимодополняемые системы. В челе выделяются три его главные части (тело, душа и ум), так и общество подразделяется на работников, воинов (стражей) и правителей (философов).
Государство - возникает как естественное разделение функций, выполняемых различными группами людей: одни заняты производством товаров и их обменом, другие — охраной государства, а третьи - всецело управлением. Гармоничное сочетание этих трех социальных прослоек обеспечивает достижение целей идеального государства. “Только в таком государстве, — пишет Платон, — будут править те, кто на самом деле богат, — не золотом, а тем, чем должен быть богат счастливый: добродетельной и разумной жизнью. Модель идеального государства, цензура, воспитание, они не должны видеть зла и излишеств, а потом их надо ими испытать, м=ж, детей отбирают у родителей, все для них отец, мать, брат, сестра. Справедливость, когда каждый делает своё дело, выполняет свою функцию. Беды государства закончатся тогда, когда раса чистых философов придёт к власти, но в подобном государстве не будет прогресса. Лучшая форма государства – аристократия. Извращенные формы - олигархия, демократия и тирания.
Аристотель «Политика»: “человек по природе своей есть существо политическое”, т. е. предполагал, что природа нормального человека определяется его «настроенностью” в политическую, т. е. государственную, систему.
А. стремился выявить естественные причины возникновения социальных институтов, истинную природу человека и общества. “Всякое государство — продукт естественного возникновения”.
Анализ системы “человек — общество — государство” Аристотель начинает с выявления основных элементов всякого живого существа, в том числе и человека. “Живое существо, — пишет он, — состоит прежде всего из души и тела”. А. отмечает, что “во всяком живом существе прежде всего можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями — как государственный муж. Отсюда ясно сколь естественно и полезно для тела быть в подчинении у души, а подверженной аффектам части души — быть в подчинении у разума”.
Именно такое взаимное отношение различных “начал” сущности человека Аристотель рассматривает как факт его нормальной природы. Опираясь на эту идею, он обосновывает принцип господства и подчинения.
А. приходит к выводу о том, что “одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо”.
Правильное гос-во, которое служит всем членам общества, отстаивает общие интересы. Если гос.власть нацеливается на отстаивание интересов отдельных личностей или отдельных групп населения, утрачивая свой справедливый, характер, такая власть несет в себе зачатки социальных напряжений и раздоров.
Все дело в том, какие цели преследует власть — общие или узкоэгоистические => идея о трех хороших и трех плохих видах гос устройства. Хорошие: царская власть (законную монархию), аристократия (власть лучшей части зажиточных слоев общества) и политию (разумную власть большинства); плохие: тирания, олигархия и демократия. Переход от одного к другому происходит из-за имущественного расслоения граждан, граждане делятся на: богатых, бедных и средних, Нарушение баланса сил между средними, с одной стороны, богатыми и бедными — с другой, способствовало переходам от хороших форм правления к плохим. В своих идеализированных системах Платон и Аристотель подчеркивали необходимость разумных размеров государства. Оно, с их точки зрения, не должно быть ни слишком малым, ни чересчур большим, чтобы часть и целое действительно находились в гармоничном единстве. Цель гос-ва – воспитать культурных людей, у кот. Ум аристократа соед. с любовью к наукам и искусству.
Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта — Платон (428/427 — 348/347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 — 322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество.
Поскольку в античности "общество" и "государство" не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов. Платон. Первым в истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона. Его главный тезис — правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса', высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью.
Аристотель. У него опорой порядка выступает средний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Частной собственностью может владеть каждый, и она (тут Аристотель возражал Платону) не вредит нравам людей. Важно не то, у кого сколько собственности, а то, как ее используют. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, ибо каждый занят своим делом. Если в обществе есть те, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, но получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила — любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. При частной появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Правда, чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Совершенной формой государственного устройства является полития, сочетающая в себе лучшие черты аристократии и демократии. При этом гражданами в таком государстве, прежде всего, признаются имеющие собственность представители «среднего класса», которые и участвуют в управлении государством.