Социальное движение – это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, и направленных на социальные изменения им в конфликтном противодействии с другими социальными группами.
Под такое определение попадает широкий круг социальных движений: экологических, феминистических, религиозных, революционных, политических, молодежных и др.
В числе наиболее характерных черт современные социальных движений социологи отмечают следующие:
1. Специфическая материальная база: новые средние слои – интеллигенция, служащие. В числе активистов много ученных, бывших военных, студентов, преподавателей. Активизировалось участие женщин, домохозяек, верующих, священнослужителей. Молодежи принадлежит инициатива многих гражданских акций и большинства альтернативных проектов.
2. Неприятие тех или иных условий, порожденных существующим общественным строем. Оппозиционность по отношению к политической власти, к государству.
3. Активный поиск на практике новых форм и образа жизни с помощью разработки альтернативных проектов, организация сельских и городских коммун, групп самопомощи, жилых сообществ и т.д.
4. Ориентация на общечеловеческие ценности: мир, жизнь свобода, человек, гуманизм, природа, занятость, - понятные для людей и разделяемые ими. Это делает движения открытыми для людей разных возрастов, верований политических и идейных позиций.
5. Разнообразие и необычность форм борьбы и протеста, например, акции блокады и судоходства на реках, занятие стройплощадок АЭС, аэропортов, автомагистралей, заборы проб воды, воздуха и обнародование химико-биологических анализов, и т.д.
6. Возникновение и действие по инициативе граждан; автономность движений от государства; реализация базисной демократии, что включает в себя постоянный контроль за лидерами, должностными и выборными лицами со стороны масс, сменяемость руководства любого уровня в любое время, ротацию должностных лиц; надпартийность как реакция на политику правящих партий; консенсус (обсуждение вопросов до тех пор, пока подавляющее большинство не приведет к единому мнению).
Перечисленные особенности составляют привлекательные стороны новых социальных движений, обеспечивая им массовый характер. Вместе с тем эти черты оборачиваются и недостатками, определяя стихийность, аморфность движений, текучесть состава.
Рассматривая феномен социальных движений в самом общем виде, можно сделать вывод, что все они, хотя и обусловлены совершенно разными социальными процессами, имеют единый механизм: путем перегруппирования и мобилизации индивидов ориентировать их на изменение существующих социальных институтов, структур и поведенческих норм.
Классификация социальных движений осуществляется по разным основаниям. По такому основанию, как преследуемые движением цели, выделяют движения:
- нормоориентированные, руководствующиеся утилитарными целями, например направленные на улучшение условий труда и повышение заработной платы;
- ценностноориентированные, мотивирующиеся идеальными целями; для них характерны развитые идеологии, содержащие обоснование их целей и методов, перспективные программы и харизматические лидеры.
По отношению к фундаментальным социальным ценностям выделяют движения:
- революционные, которые стремятся к полной отмене существующей системы ценностей;
- реформаторские, которые стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному ее функционированию. К реформаторским относятся аболиционистские движения (за отмену какого-либо закона), экологические (за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.
По отношению к религии выделяют социальные движения:
- секулярные (или светские), идеологическое обоснование которых не содержит собственно религиозных идей, и движения, отличающиеся программной антирелигиозностью и атеизмом. Например, Октябрьская революция в России была типично секулярной и атеистической, сопряженной с антицерковными мерами и идейной борьбой против любой религии;
- религиозные, которые отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом даются обещания будущего спасения). Хотя подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населения, религиозные секты не стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы. Как правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие Мессии уже «не за горами» и единственное спасение состоит в обращении в истинную веру и в духовном перерождении.
Социальные движения возникают не только с целью добиться перемен, но и с целью блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения — это движения сопротивления. Например, в США после Гражданской войны (1861 — 1865) движение негров южных штатов за свои гражданские права вызвало ответ белого населения — организацию Советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана.
Э. Гидденс предложил более простую типологию социальных движений:
- демократические движения, направленные на сохранение или защиту политических прав;
- рабочие (профсоюзные) движения, ставящие целью контроль за рабочими местами, охрану экономических и трудовых прав работников, отстаивание более справедливого распределения экономической власти;
- экологические движения, направленные на ограничение промышленного загрязнения природной среды и истребления живых существ;
- движения за мир, направленные на отказ от производства и испытания средств массового уничтожения, от силовых методов решения межнациональных конфликтов.
В эту типологию не вошли набравшие в последние десятилетия силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных меньшинств за легализацию и связанные с ней права, консервативные и фундаменталистские движения.