Социология девиантного поведения относится к «сквозным» теориям.
Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически
изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе
социальных норм. Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются:
1)поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников). Причины – физиологические Ламброзе, Шелдон – теория телосложения и поведения (эктоморфы – высокие и худые, скованные, замкнутые, эндоморфы – толстые, округлые части тела, спокойные, общительные, мезоморфы – мускулисты, энергичны), психологические (Фрейд), - социально-культурные (Дюркгейм, Мертон). Конфликт между социально одобряемыми ценностями и способами их достижения: конформист (+/+), маргинал (+/-), мятежник (-/+), инноватор (-/-), ритуалист ( / )
В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений,объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.
В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях
удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Каждая из позиций имеет право на существование, т.к. дает срез реально действующих общественных отношений. Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов.