Соц-ое вз-ие – это система взаимообусловленных соц-ых д-вий, связных взаимной (циклической) зависимо-стью, при кот-ой действие одного субъекта явл-ся одновременно причиной и следствием ответных действий др субъектов (субъекты соц вз-ия – люди и структуры, созданные людьми). Взаимное влияние посредством соц-ой деятельности. В основе соц вз-вия лежиат соц-ые д-вия (ориентир. на др людей, вызывают реакцию). Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, нет ничего, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место. Понимаемый столь расширительно обмен — универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточно проста: - агенты обмена — два или более человека; процесс обмена — совершаемые по определенным правилам действия; - процесс обмена (по правилам); - правила обмена — устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты; - предмет обмена — товары, услуги, подарки, знаки внимания и т.п.; - место обмена — заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.
Согласно теории обмена Джорджа Хоманса (1910-1989, американский социолог, професор Гарвардского университета. Основные работы: "Человеческая группа" (1950); "Социальное поведение: его элементарные формы" (1961); "Природа социальной науки" (1967) и др ), поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие принципы обмена: 1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, он снижается в случае неудачи. Если в прошлом тот или иной стимул (или совокупности стимулов) был связан с вознаграждением поступка, то чем больше похожи на него другие стимулы, тем вероятнее, что человек воспроизведет тот же или сходный поступок – постулат стимула. 2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль — от того, что действуете легально и повышаете производительность труда или обходите закон и укрываете ее от налоговой инспекции, но прибыль, как и любые Другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения. Чем чаще одобряются человеческие действия, тем вероятнее их воспроизведение – постулат успеха. 3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К. Маркс, он готов совершить любые преступления. Чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие – постулат ценностей. 4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность. Чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем менее, он начинает ценить каждое последующее вознаграждение – постулат насыщение-голодание. 5. Постулат «А»: «В случае, если действие не вызовет ожидаемого вознаграждения или, напротив, вызовет неожиданное наказание, то действующий субъект испытает чувство гнева: возрастет вероятность, что более ценным для него окажется агрессивное поведение». Постулат «А» относится к негативным эмоциям, а постулат «В» связан с положительными эмоциями. Постулат «В»: «Когда действие человека получает ожидаемо одобрение, или еще лучше — большее одобрение, чем он ожидал или не приводит к ожидаемому наказанию, то он испытывает чувство удовольствия; более вероятно, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным». Постулат агрессие-одобрение. Принципы Хоманса применимы к действиям одного человека и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же соображениями. В общем виде социальное взаимодействие — сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора. В социальном обмене — так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами — нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увеличат во столько же производительность. Но реальной отдачи не было: они лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуации, иногда идя на обман. Причина в том, что затраты и вознаграждения — производные от разных потребностей или биологических побуждений. Стало быть, два фактора — стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграждение — могут действовать одновременно, но разнонаправленно. Это и создает сложнейший узор человеческого взаимодействия, где в единое целое вплетены обман и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаграждения, равенство результатов и неравенство условий. Итак, подведем некоторые итоги: обмен — универсальная основа интеракции. У него есть своя структура и принципы. В идеале он происходит на эквивалентной основе. Однако в действительности происходят постоянные отклонения, которые и создают сложнейший узор человеческого взаимодействия.