пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Коллизионные принципы в сфере деликтных обязательств в МЧП

Деликтные отношения – это обязательства, возникающие в связи с причинением вреда. 

При рассмотрении деликтных споров коллизионная проблема (определение применимого права) может возникнуть при решении различного рода вопросов, например:
- определения оснований возмещения вреда,
- квалификация деяния как деликта,
- установлении деликтоспособности субъектов,
- определении размера и порядка возмещения ущерба.

Традиционно в законодательстве разных стран закреплялась основанная коллизионная привязка для всех вышесказанных ситуаций – право государства места причинения вреда.     С развитием и совершенствованием правового регулирования деликтных отношений такое единообразие в подходе было дополнено применением других коллизионных принципов:
а) законом места жительства (или гражданства) потерпевшего,
б) законом места наступления неблагоприятных последствий, причиненных в результате деликта,
в) законом государства, с которым связаны обе стороны деликтного отношения (имеют общее гражданство или место жительства),
г) законом суда.____________________________________________________________________________________________

Основным коллизионным принципом в области деликтов является lex loci delicti commissi. Этот принцип означает, что применяется право места совершения деликта. Долгое время стоял вопрос, который не потерял свою актуальность и в настоящее время. Что считать местом совершения деликта: место совершения противоправного действия или место проявления противоправных последствий? Страны континентальной системы права традиционно учитывают место совершения противоправного действия, в то время как страны общего права исходят из места проявления противоправных последствий. Однако это деление не является последовательным, общим. Так, в Германии местом совершения деликта признается как место, где были совершены противоправные действия (место деликтного поведения причинителя вреда), так и место последствий этих противоправных действий. При этом приоритет отдается первому (§1 ст.40 Вводного закона к ГГУ).

Страны общего права более единообразны в понимании lex loci delicti commissi, отдавая приоритет правилу места проявления противоправных последствий. Так, в Соединенном Королевстве (ст.11 Закона о международном частном праве) в случае, когда составные части противоправного действия произошли в разных местностях (вред был причинен на территории одного государства, а вредоносные последствия проявились на территории другого государства), применяется указанное выше правило. Аналогичные нормы содержит законодательство Канады (например, ст. 3126 Гражданского кодекса Квебека) и США (например, ст. 3543 Гражданского кодекса Луизианы). Правда, в США это второстепенный, вспомогательный принцип, а в Канаде (в частности, в Квебеке) его использование ограничивается требованием наличия обязательного элемента предвидения.

Вопрос «двузначности» lex loci delicti commissi в настоящее время решен в рамках Европейского Союза. На территории стран-членов ЕС применяется толкование п. 3 ст. 5 Брюссельской Конвенции 1968 г. о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и торговым делам, данное Европейским Судом Справедливости в деле «Bier v. Mines le Potasse d’Alsace» (1976): место совершения деликта включает в себя как место совершения действия, лежащего в основе деликта, так и место проявления вредных последствий.

В Российской Федерации законодательством предусмотрено, что к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда (деликтным обязательствам), применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда (п.1 ст. 1219 ГК РФ). Здесь, как и в большинстве стран континентального права, главенствующую роль играет правило о месте совершения противоправного действия. Однако закрепляется и возможность использования правила о месте проявления противоправных последствий. Подобную позицию отражают кодексы и законы государств – членов СНГ.

В ГК Российской Федерации так же как и в Германии, закрепляются принципы, согласно которым применимое право определяется в соответствии с гражданством и постоянным жительством сторон: к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда за границей, если стороны являются гражданами или юридическими лицами одной и той же страны применяется право этой страны. В случае, если стороны такого обязательства не являются гражданами одной и той же страны, но имеют место жительства в одной и той же стране, применяется право этой страны (ст.1219 п.2 ГК РФ). Также как вспомогательный применяется принцип права страны суда, который применяется по соглашению сторон (ст.1219 п.3 ГК РФ). Страны СНГ аналогично закрепляют принцип гражданства и постоянного места нахождения. Наряду с этими принципами можно встретить принцип автономии воли сторон (Армения), принцип более благоприятного права и интереса (Грузия).


27.05.2015; 01:30
хиты: 154
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
право
международное право
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь