В конце 19 века психология оформилась в самостоятельную науку. Ее основатель - немецкий психолог Вундт. В качестве предмета психологии он считал сознание, главный метод – интроспекция. Предмет психологии – выделение элементов сознания и законов их соединения в целостную конструкцию. Иной подход к пониманию метода и предмета психологии предложен американским психологом ДЖ. Уотсоном – основателем бихевиоризма. Он считал. Что предметом психологии может быть только поведение человека, а основной целью – его предсказание и контроль. Под поведением он понимал систему всевозможных реакций человека на внешние воздействия – стимулы (практические действия, речевые высказывания, эмоциональные реакции). В качестве единицы анализа поведения он рассматривал отношение стимул-реакция. Тем самым психология получила статус естественной науки. Перед ней ставились задачи – выявить и описать типы реакций, изучить типы связей между стимулами и реакциями, процессы их образования. Важную роль в этом сыграли работы русских физиологов: В. М. Бехтерева и и. п. Павлова, разработанные бихевиористами идеи и методы получили широкое применение в клинической практике. Обучении, воспитании.но их исходные теоретические постулаты были неверными, потому что они упрощали психическую реальность. Сознание выпало из пространства научного исследования. Неверной была и стимульно - реактивная схема.(человек не реактивное существо, а активный субъект своего бытия, он сам конструирует свое поведение, а не внешние воздействия).
И. М. сеченов. Его теорию можно определить как материалистическую, естественно-научную и рефлекторную. Многие положения – в работе «Рефлексы головного мозга». Предметом психологии являются различные виды психической деятельности человека и животных, как осознаваемые так и неосознаваемые. Их следует изучать в развитии и взаимосвязи с помощью объективных методов исследования. Центральным в его учении является положение о рефлекторной природе психики и сознания. Важную роль в происхождении и развитии психики он отводил движениям и действиям. Мышца – орган не только движения, но и познания. (интериоризация)
20-е столетие – психоанализ. Основатель - австрийский врач и психолог З. Фрейд.
Основное внимание он уделял изучению неосознаваемых психический явлений человека. Разработал оригинальную концепцию личности: оно, я, сверх-я. Оно – система неосознаваемых и несовместимых с нравственными идеалами человека биологических влечений (главные источники жизненной активности). Сверх – я – усвоенные человеком нравственные нормы и ценности (функция цензуры - соотносит неосознаваемые влечения с нравственными ценностями). Противоречия между ними решаются с помощью подструктуры Я, она выполняет функцию приспособления человека к реальности с помощью защитных механизмов. Если конфликт не разрешаем – невроз. Ошибка его – переоценка значимости неосознаваемых психич. явлений.
Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и деятельностный подход С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Основные идеи культурно-исторической теории – социальная природа психики и сознания человека. Их истоки находятся не в организме, а в материальной и духовной культуре общества. Врожденные – только натуральные(природные) психические функции. Новорожденный не владеет ими. Они составляют основу для развития высших психических функций. Любая высшая психическая функция рождается в пространстве отношений ребенок-взрослый и является интерпсихической. Затем по мере развития и совершенствования она становится индивидуальной и внутриличностной – интрапсихической.Ребенок овладевает психическими функциями, они становятся произвольными и осознаваемыми.(важная роль – язык и речь, процесс социализации).
Деятельность представляется как процесс активного взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого происходит удовлетворение его потребностей. Психика выступает как инструмент оптимизации деятельности. Деятельность-инструмент психического развития. Любая психическая функция (память, мышление) возникает на основе психической деятельности в результате ее особого преобразования – интериоризации.
Гештальтпсихология – направление, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Это направление связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертхаймера, К. Коффки и В. Келлера. Гештальтпсихология выступала против выдвинутого психологией структурного принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. В связи с этим следует подчеркнуть роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода. По мнению теоретиков гештальтпсихологии, мир состоит из организованных форм и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сумма его частей.
Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного).
Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений современной западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Гуманистическая психология основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему право самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Это направление прежде всего связано с именами Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Рождерса.
Основные положения гуманистической психологии:
· человек должен изучаться в его целостности;
· каждый человек уникален;
· человек открыт миру;
· человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации;
· человек – активное, творческое существо.
Гуманистический подход дальше других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека.
Трансперсональная психология – новое направление в западной психологии, появившееся в 60-е гг. XX в. Представители данного направления ищут новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям психики: мистическим переживаниям, мистическому сознанию, т.е. формам особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека не с традиционных научных позиций.
В центре трансперсональной психологии находятся так называемые измененные состояния сознания, переживание которых сможет привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Согласно мнению сторонников данного направления, рождение, смерть, возрождение связаны со страданием и его преодолением, ведут к высвобождению души и вступлению ее в новые, более целостные отношения с миром.