пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Глобальные проблемы современности, разрешение

 

Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющих природу, общество и образ жизни людей, а с другой - неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой. Чтобы разрешить данное противоречие и найти выход из сложившейся ситуации, необходимо установить критерий и иерархию глобальных проблем. Специалисты выдвигают от 2 до 3 десятков острейших, неотложных проблем, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Но все они сходятся на том, что эти проблемы условно можно разделить на 2 класса. Один из них связан с отношением между человечеством и природой, другой - с отношениями внутри сообщества людей - между государствами, народами, коалициями государств.

К первому классу глобальных проблем можно отнести предотвращение мировой термоядерной войны, прекращение гонки вооружений, а также экологическую катастрофу, минерально-сырьевой кризис.

Ко второму классу относятся проблемы сокращения непомерного экономического разрыва между населением наиболее развитых стран (так называемого "золотого миллиарда") и огромной массой населения развивающихся стран. Можно перечислить и еще ряд проблем, затрагивающих интересы различных стран, но к глобальным относятся жизненно важные проблемы именно всего человечества. Решение глобальных проблем предполагает взаимную обусловленность и комплексный характер их научного исследования учеными различных стран. Все они сходятся на том, что первоочередной проблемой третьего тысячелетия является обеспечение мира, предотвращение мировой термоядерной войны. Это определяется не только ее грозными последствиями, но и тем, что ненасильственный мир без ядерного оружия создает необходимые предпосылки и гарантии для научного, практического решения всех остальных глобальных проблем в условиях международного сотрудничества, достижения политической и военной безопасности.

Политическая безопасность предполагает активный поиск государствами таких форм взаимодействия с другими участниками международных отношений, которые не ставили бы под угрозу национальный суверенитет и не ориентировались бы на ущемление жизненных интересов других стран. Укрепление политической безопасности связано с разработкой и внедрением в практику мер доверия в отношениях между государствами, с переводом внешней политики на принципы "прозрачности" ("транспарентности"), предусматривающие взаимное информирование государств о своих намерениях в сфере международных отношений. Важное значение для политической безопасности имеет анализ вероятных конфликтных ситуаций на международной арене и внутри государства и принятие на возможно более ранних стадиях мер по разрешению конфликтов мирными средствами.

Военная безопасность призвана обеспечить интересы государств в конфликтных ситуациях, когда они вынуждены применять средства вооруженной борьбы. Роль военных средств в арсенале внешней политики заметно снижается, о чем свидетельствуют уменьшение вероятности мирового термоядерного конфликта, продолжение процесса ограничения вооружений и разоружения, переход государств на принципы "достаточности" при разработке своей военной политики, активизация деятельности в области миротворчества, в том числе с использованием контингенте в вооруженных сил различных государств для выполнения этих новых для них функций, проведение программ и проектов в области конверсии. Укреплению военной безопасности содействует увеличение гласности в обсуждении проблем военной политики и перспектив развития вооруженных сил, а также введение более строгого законодательного надзора за позитивной деятельностью военных ведомств.

Благодаря усилиям ведущих ядерных держав сегодня значительно уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных и сверхъядерных держав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза атомных технологических катастроф (Чернобыльская АЭС) и угроза локальных войн. Для все большего числа людей становится очевидным бесперспективность и опасность политики с ''позиции силы".

Вторая по своей значимости глобальная проблема, нависшая над человеческим сообществом, - это экологическая катастрофа. Ее суть состоит в том, что растущее давление па биосферу антропогенных факторов (результатов человеческой деятельности) может привести к стремительному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов самоочищения почвы, воды, атмосферы. В атмосферу сегодня выбрасывается более 200 млн т оксидов серы и азота, а доля углекислого газа возросла по сравнению с 1990 г. на 25%. Вокруг Земли образуется слой углекислого газа, создающий парниковый эффект. В результате за последние сто лет температура поверхности Земли выросла на  0,5-0,6 %. Следствием всего этого является то, что ежегодно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Известный писатель-фантаст Станислав Лем предположил, что в XXI в. вымрут практически все дикие животные. Страдают от своих непродуманных действий и люди. Уже сегодня подсчитано, что не менее 1 млрд 200 млн человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды, а интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться.

 

Помимо атмосферных выбросов антропогенные химические вещества попадают в природные экосистемы другими путями: жидкие отходы сбрасываются в поверхностные и подземные водные объекты, сухие отходы складируются на специальных площадках или захораниваются в толще земли, в сельском хозяйстве на больших площадях применяются удобрения и ядохимикаты. Эти загрязнения возникают в результате использования человечеством примерно 70 тыс. веществ, к которым ежегодно добавляется от 500 до 1000 новых. Среди этих веществ в сельском хозяйстве особенно широко применяются пестициды. Сейчас в мире ежегодно отравляются пестицидами от 0,4 до 2 млн работников сельского хозяйства. Некоторые из ядохимикатов уже запрещены в ряде стран, но они по-прежнему циркулируют в системах биоты и в человеке. Так, ядохимикат ДДТ давно запрещен в США, по возвращается туда в продуктах, ввозимых из развивающихся стран.

Таким образом, если человечество и дальше будет развиваться на основе "грязных технологий", природа и люди не выдержат, их постигнет экологическая катастрофа, которая может произойти в ближайшее столетие.

Ограничения прироста народонаселения являются следствием другой проблемы, не менее важной, - демографической. Суть ее заключается в том, что с начала XX в. население земли выросло втрое. Приведем несколько цифр. 10 тыс. лет назад, накануне возникновения земледелия, на всей планете людей жило в два раза меньше, чем сейчас живет в одной Москве. Сейчас в Москве живет более 9 млн человек. За 5 тыс. лет до н.э. на Земле жило приблизительно 30 млн человек. К началу нашей эры народонаселение мира составило 250 млн человек. Сейчас население планеты приближается к 6 млрд человек. Процесс неудержимого прироста населения (в 60-е гг. - 8 тыс. человек в час, в 80-е гг. - 10 тыс. человек в час, а сегодня  - 12 тыс. человек в час) происходит неравномерно.

Наиболее интенсивный прирост населения наблюдается в Африке - около 3%. Далее следуют Южная Америка - прирост более 2% и Азия - прирост 1,85%. Сравнительно меньшая цифра для Азии объясняется снижением прироста в Китае и Японии, тогда как в 14 других азиатских странах прирост превышает 3%. В Европе средний прирост составил 0,23%. Сейчас дети до 15 лет составляют примерно треть населения Земли, а люди старше 65 лет - только 8,2%, при этом в Африке эти величины равны 45,3 и 3,0%, а в Европе - 19,7 и 13,4% соответственно. Население Африки за 40 лет выросло с 250 до 647 млн человек, Европы - с 425 до 497 млн человек (все данные о населении на 1990 г.). Таким образом, удельный вес населения развитых стран в общей массе населения резко сократился.

В развитых странах приросты минимальны либо их вовсе нет, а в нашей стране наблюдается постепенное вымирание населения, так как смертность превышает рождаемость. Зато ''третий мир'' продолжает стремительно расти. Демографы предполагают, что максимальная численность населения Земли не должна превышать 10 млрд человек.

Сейчас темпы прироста мирового населения таковы, что оно может удваиваться каждые 55 лет. Если предположить, что данная тенденция сохранится, то человечество к 2400 г. плечом к плечу заполнит всю поверхность Земли. Взрывной рост населения планеты привел к дестабилизации социально-экономической ситуации во многих регионах мира. Сегодня 95% детей в развивающихся странах, а это не менее 3/4 всех детей мира, рождаются, живут и умирают в бедности, оставаясь в стороне от научно-технического прогресса. Каждый ребенок, родившийся в индустриально развитой стране, использует в 30 раз больше ресурсов, чем ребенок, родившийся в развивающейся стране. Смертность детей до 1 года в Африке в 8, в Южной Америке в 4, в Азии в 6 раз выше, чем в Европе. Смертность детей до 5 лет в Африке в 11, в Южной Америке в 5, в Азии в 9 раз выше, чем в Европе. В развивающихся странах 750 млн человек голодают, значительная доля населения (обычно 10-40%) неграмотна, особенно высок процент неграмотных среди женщин. Однако во многих странах подобная статистика отсутствует,

В то же время Европа, да и Северная Америка, переживают глубокий демографический кризис, который заключается не в высокой рождаемости, а в суженном воспроизводстве населения. Как видим, получается порочный круг: бедность порождает высокую рождаемость, а высокая рождаемость мешает преодолению бедности, а в высокоразвитых странах, наоборот, происходит резкое снижение рождаемости. Специалисты считают, что при такой тенденции известных событий где-нибудь в середине XXI столетия прирост населения в высоко развитых странах остановится и достигнет 10-11 млрд человек. Но это будет очень "старое" население.

Демографическая революция неразрывным образом связана с НТР, которая проложила путь современному уровню развития цивилизации. Чтобы обеспечить себя средствами существования, многомиллиардное население земного шара должно иметь мощные источники энергии, которые тоже небезграничны. Суть энергетического кризиса состоит в том, что невозобновляемые источники сырья, такие как уголь, нефть, газ, лес, по подсчетам ученых, исчезнут через 50-60 лет (в лучшем случае через 75-80 лет). В связи с этим остро стоит проблема использования природных источников энергии и термоядерного синтеза, причем сделать это надо в чрезвычайно короткие сроки.

Демографические, экологические и энергетические проблемы, вплетаясь в общую совокупность общественных факторов, оказывают существенное влияние на саму человеческую сущность.

Все тревожнее звучит предупреждение биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, и не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов. Число людей, страдающих от заболеваний, связанных с некачественной водой, исчисляются многими сотнями миллионов человек. По-прежнему малярия остается одной из главных проблем в Юго-Восточной Азии, риску заболеть этой болезнью подвергается 96 % населения.

Снова начали возникать эпидемии болезней, о ликвидации которых было ранее объявлено. В 1990 г. в Южной Америке распространилась холера, а ее локализованные вспышки были зафиксированы во многих странах. Появились и новые болезни, в числе самых опасных - СПИД, распространяющийся на всех континентах.

Не менее страшной угрозой является кризис человеческой духовности. Сейчас нет надежных социальных ориентиров, философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и, тем более, завтра. Известный отечественный философ Мераб Мамардашвили, анализируя современную ситуацию, назвал ее антропологической катастрофой. При этом он имел в виду, что за всеми нашими бедами, малыми и большими, локальными и глобальными, стоит кризис человека, его духовности, поскольку ни социалистическая, ни капиталистическая, ни научно-техническая концепция развития цивилизации не обеспечивают справедливого построения общества. Их органическое объединение сегодня не удается, а принципиально новых идей развития общества прошедший век не породил (религиозные или эзотерические учения не ориентированы на реальную жизнь, они зовут в иной мир).

Таким образом, глобальные проблемы современности показывают, что состояние человеческой цивилизации становится все более критическим из-за неспособности мирового сообщества вырабатывать и согласовывать «стратегию развития природы» и «стратегию развития общества». Возникает потребность в новом виде общественно-исторической деятельности. Поскольку прежние нравственно-философские принципы технократической цивилизации, нацеленные на дальнейшее и все большее увеличение власти человека над Природой, оказались несостоятельными, сегодня человечество стоит перед выбором, результатом которого является решение вопроса о его собственном выживании и о дальнейшем развитии. Речь идет о выборе пути, о сценариях будущего развития человеческой цивилизации.

 

На этот счет существует масса различных точек зрения, порой взаимоисключающих друг друга. Так называемый картезианский подход к отношениям в системе "Человек - Природа" позволил человечеству считать, что отчужденность от Земли дает право видеть в ней лишь неодушевленную совокупность ископаемых, - богатств, которые мы вольны эксплуатировать, как захотим. Эта коренная ошибка восприятия природы привела нас к сегодняшнему кризису.

Не менее опасна и другая, полярная позиция так называемых "глубоких экологов", говорящих о человечестве в терминах болезни. Согласно их взглядам, люди - это патогены, своего рода вирусы, вид глобального рака, угрожающего самому существованию Земли. Способ лечения один: стереть человечество с лица Земли. Иначе говоря, они считают, что "мир поражен раком, и рак этот - сам человек".

Все чаще раздаются призывы вернуться назад к природе, но это тоже не реалистично. Дело в том, что современные потребности человечества в энергии могут быть удовлетворены за счет возобновляемых источников энергии лишь па 10-12%. А для этого либо население планеты должно быть сокращено в 10 раз, либо потребности каждого жителя планеты должны быть сокращены тоже в 10 раз, а потребности американца - вероятно, в 50 раз. Но это тоже не реально, поскольку ни один американец с этим не согласится. Идея автотрофности самопитающегося человека, т.е. создания цивилизации, не зависимой от биосферы, утопична и неприемлема. Ученые считают, что необходимо вписаться в уже существующие, естественные природные условия. Имеет место целый ряд промежуточных точек зрения, носящих чисто прагматический характер. Но ни одна из них не дает основания говорить об устойчивом развитии цивилизации, поскольку все они опираются на ту или иную степень технического и технологического совершенствования цивилизации. Но "никакого чисто технического или технологического решения проблемы будущности цивилизации, - считает академик Н.Н. Моисеев, - быть не может принципиально. Это аксиома!" Доказательством этого является современная цивилизация, основой развития которой являются наука и техника.

Однако это крайние точки зрения, и поиск ответа на волнующие вопросы современности, очевидно, лежит где-то посередине. Сегодня уже ясно, что на повестке дня настоятельно встал вопрос о более широкой экологизации общественного сознания.

Экологическое сознание - важнейший компонент экологической культуры, объединяющий все виды и результаты материальной и духовной деятельности людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества. Для разрешения противоречий, порождаемых техническим прогрессом, стали создаваться программы практических действий, такие как "Римский клуб", "Геосфера - биосфера" и др. Каждая из этих программ вне ее зависимости от исходных посылок столкнулась с проблемой соотношения эволюции природной среды и человеческой культуры.

Большие надежды ученые возлагают на развертывание информационной (компьютерной) технологической революции как технико-экономической основы выживания человечества и преодоления преград к объединению и взаимодействию людей. Сторонники "информационного сообщества" утверждают, что в обществе главное - информация, и выдвигают проект глобальной электронной цивилизации. Сущность современных социально-экономических, политических и научных процессов заключается, по словам академика В.Ф. Авдеева, в скачкообразном возрастании интенсивности информационных процессов в контурах управления и познания. Благодаря научной технологии и техническим средствам кибернетики (на базе микроэлектроники) открываются новые огромные возможности качественного преобразования производительных сил, ускорения НТП и социального прогресса, с одной стороны, и защиты биосферы - с другой.

Таким образом, информационная революция создает объективную привлекательную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу. В связи с этим возникла новая отрасль знания - информатика, которая исследует закономерности производства, потребления и использования информации. Начинается она с издания программ общегосударственной информатизации общества, включающих в себя политические, социальные, правовые и экономические аспекты. Сейчас в Европе существует "Европейская стратегическая программа по исследованию и разработке информационной технологии" (в Японии создан научный проект прокладки по всей стране оптико-волокнистого кабеля и подключения к нему уже существующих телекоммуникационных систем). Программа информатизации есть и у нас в стране, хотя по многим важнейшим информационным характеристикам динамики общества мы значительно отстаем. Развитие автоматизированной информационной среды приводит к реализации нового типа мирового хозяйства со смешанной и социально защищенной экономикой, с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Разумеется, здесь следует учитывать исторически сложившиеся особенности каждой страны. Потребительские запросы Франции и Сомали различны. Но направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношение плана и рынка в основных чертах уже определились. Это будет способствовать упрочению хозяйственных связей, решению глобальных проблем.

Из самых строгих расчетов мы сегодня уже знаем, что никакие безотходные технологии и другие природоохранные действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимоотношения человека и Природы. Нужно, вероятно, гораздо большее. Необходим переход к новой цивилизации, где будет достигнута коэволюция человека и биосферы. Состояние коэволюции общества и окружающей среды предполагает необходимость включения жизнедеятельности человека в стабильные биохимические циклы биосферы и исключение из этих циклов всего того, что изначально не присуще живому.

 

Согласно учению Вернадского, биосфера, превращаясь в ноосферу, должна постепенно превращаться в организм, основной целью развития которого будет являться сохранение гомеостазиса человечества, т.е. обеспечение коэволюции человека и биосферы. Переход в эпоху ноосферы, как полагали основатели ноосферогенеза, само собой произойти не сможет. Для этого необходимы отдача всех интеллектуальных и нравственных сил, выработка стратегии для ее реализации.

Коэволюция потребует взаимной адаптации человека и общества, стихийное, не контролируемое развитие производственных сил должно быть утрачено и подчинено обеспечению условий коэволюции.

По мнению академика Н.Н. Моисеева, "концепция ноосферы уже может служить основой для системного анализа проблем взаимодействия человека и окружающей среды и для построения определенной программы научных исследований. Условно всю совокупность возникающих задач мы можем разделить на две большие группы:

а) исследование необходимых условий коэволюции;

б) исследование возможности обеспечения условий коэволюции.

Первая группа проблем носит естественнонаучный характер. Вторая группа относится уже к социально-экономической сфере и требует выработки определенных механизмов принятия решений. Но для этого человеку предстоит изменить характер своей жизнедеятельности и свое положение в биосфере - это постулат, к реализации которого люди должны быть готовыми".

Следовательно, человечество может отойти от края пропасти, если перестроит свои мировоззренческие установки и приведет в соответствие с требованиями концепции устойчивого развития свои представления о свободе, демократии, ответственности, смысле бытия, а промышленно развитые страны перестанут жить за счет менее развитых стран и будущих поколений. Достижения науки, технологии, информатики, здравоохранения и образования должны быть поставлены на службу интересам всего человечества.

Модель устойчивого развития предполагает не унификацию самобытных культур и подчинение различных сообществ западному (американскому) образу жизни, а союз, симбиоз, плодотворное сотрудничество различных культур и народов. Этот союз призван соответствовать характеру стоящих перед человечеством задач и быть способным дать ответ на вызов, бросаемый ему социально-практическим бытием. В XIX веке Маркс провозгласил: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Но, видимо, в условиях обостряющегося экологического кризиса, перед лицом глобальных проблем человеку следует подумать о том, чтобы измениться самому, уточнить систему ценностей и серьезно задуматься над собственным положением в быстро меняющемся мире. И в этом далеко не последнюю роль призвана сыграть философия.

Отсюда следует, что решение глобальных проблем напрямую связано с процессами демократизации общественного устройства и политикой ненасилия. На протяжении всей истории человечество сопровождали войны, перевороты, убийства, что нашло отражение и в истории философии. Ф. Ницше, высокомерно именуя человека "супер-животным", полагал, что насилие - это органичный для людей способ взаимного общения. З. Фрейд считал агрессивность элементом человеческого поведения. И сегодня немало тех, кто полагает, что рост насилия - определяющая тенденция действительности. Однако современная цивилизация и ее дальнейшее развитие настоятельно требуют отказаться от культа силы и перейти к политике диалога, поискам согласия, взаимоприемлемых решений. Этика ненасилия из наивно-утопической теории становится одним из центральных моментов философской мысли. Мартин Лютер Кинг справедливо заметил: "Тот, кто верит в ненасилие, глубоко верит в будущее".

Все вышесказанное, по существу, означает постановку проблемы качественно нового типа цивилизационного развития, которое должно прийти на смену современной цивилизации, и дальнейшую разработку всепланетарной стратегии ее реализации. Не "затаиться" в ожидании, отказавшись от всех достижений НТП, не ''вернуться к природе" в примитивном значении этого призыва, а подняться на качественно новый уровень взаимоотношений природы и общества, обеспечить их стабильность. Уравновешенное взаиморазвитие - такова неотложная задача сегодняшнего дня.

Существуют и другие попытки решения проблем, с которыми столкнулось человечество.  В частности, так называемые контркультурные течения (приверженцы контркультуры - обычно молодежь), пытаясь противостоять духовной атмосфере современного индустриального общества, породившей, на их взгляд, эти самые глобальные проблемы, предлагают отказаться от сложившихся общественных ценностей, моральных норм, идеалов, стандартов и стереотипов жизни. Ибо глобальное разрушение природной среды, совершенствование оружия массового уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между людьми, бессилие парламентской демократии в устранении господства политической олигархии, продолжающиеся национальные и религиозные конфликты заставляют искать иной, альтернативный путь, основанный на подлинно человеческих ценностях.

Контркультурные идеи, будучи эклектическим синтезом фрейдизма, марксизма, руссоизма (бегство в природу), экзистенциализма, ставят своей целью ниспровержение современного неправильного образа жизни и выступают порой в форме пассивной негативной реакции на окружающий мир. Они выдвигают требования уважения к внутренней свободе и плюрализму мнений, новых форм кооперации в труде и человеческих отношений, пренебрежительное отношение к материальному успеху, вещизму и чрезмерному потребительству и т.д. Здесь имеют место также проявления экстремизма, анархизма, левацких радикальных движений, религиозного поиска (дзен-буддисты, общество трансцендентальной медитации, кришнаиты, группы йоги и др.), создание утопических коммун.

Практика жизни показывает, что культурный нигилизм в форме отказа от обязанностей и обязательств, присущий почти всем контркультурным движениям, не является конструктивной позицией по отношению к сложно развивающемуся миру и вряд ли может помочь в ликвидации складывающихся негативных явлений. Отсюда следует вывод о безальтернатнвности научно-конструктивного подхода к изучению и обустройству мира.

 

31.05.2015; 12:20
хиты: 95
рейтинг:0
Общественные науки
социология
социальная инженерия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь