пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Современные проблемы гносеологии. Формы познания

Гносеология и её проблемы Все известные на сегодняшний день культуры объединяет общая идея – обладание знанием оценивается в них как одна из высших человеческих ценностей. Эта идея восходит к области философского знания, имеющей название «гносеология». В гносеологии основной проблемой является проблема становления знания и его оценка. Гносеология (теория познания) – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности.В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества.

Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания? В истории европейской философии проблемы гносеологии были представлены по-разному. Длительное время гносеологическая проблематика не выделялась в качестве самостоятельной области философских исследований.Это характерно было для античной и средневековой философии.

В эпоху Возрождения она также не имела самостоятельного значения. И только в философии Нового времени гносеологическая проблематика подчиняет себе все другие проблемы.По мнению Н. Бердяева, гносеология приобретает решающее значение в философии на рубеже ХIХ–ХХ веков, когда она становится, с точки зрения Л. Шестова, «душой философии». Эти оценки подтверждаются тем, что в центре внимания, начиная с выдающихся философов Нового времени (Бэкона, Декарта, Канта и др.), были проблемы гносеологии.

Субъект и объект познания. Познание и практика Познание – это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Важной чертой познавательной деятельности является её осознанность. Познание – форма активного отношения человека к действительности. Субъект и объект познания являются сторонами познавательной деятельности.Чтобы определиться с сущностью познавательной деятельности, необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.

Современная трактовка понятия «субъект» впервые была представлена Декартом и связана с противопоставлением субъекта и объекта. При этом субъект познания трактуется как активное начало в познавательном процессе.Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (в терминологии И. Канта – «вещь в себе»). Субъектом познания может выступать отдельный человек, научно-исследовательский коллектив, в определённом смысле общество выступает субъектом познания по отношению к природе. Объект познания является предельно общим понятием, включающим в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное тело человека вплоть до продуктов его духовной жизнедеятельности.

Необходимо различать объект и предмет познания.Человек как объект исследования является общим для значительной части естественных и всех общественных наук. Но предметы познания у биологии и медицины – физическое строение человека, физиологические процессы, происходящие в его организме, в определённой степени психические процессы, поскольку они связаны со здоровьем человека в целом.

Любое взаимодействие с миром начинается с процесса его постижения, в философии подразделяемого на различные дополняющие друг друга формы познания. Выделяют множество подвидов, однако к основным относится чувственное познание (иногда называемое созерцанием, хотя это не совсем верно) и мысленный анализ. В целом, познание является совокупностью методов получения новых знаний об окружающей реально существующей действительности, о предметах и процессах. Необходимость познания объясняется по-разному, в зависимости от точки зрения самого инициатора. К примеру, в средние века конечной целью данного процесса считалось получение способности управлять природой, корректировать законы мироздания. В современном же мире благодаря научным открытиям стало понятно, что непосредственно достичь такой власти невозможно. Поэтому все формы познания устремлены к обретению истины. Это является логичным развитием мировоззрения человека. Существует разделение на основные формы познания – научное и ненаучное, которые, в свою очередь, состоят из множества подвидов. Одна из самых доступных форм – познание с помощью чувств. При ее использовании объективная реальность регистрируется органами чувств человека непосредственно или с помощью приборов. На основании результатов недавних исследований квантовой физики, в философии все чаще встречается убеждение, что даже такое познание воздействует на изучаемый предмет (процесс). Существует три формы познания с помощью чувств – представление, восприятие и ощущение. Ключевая особенность ощущения состоит в его субъективности. Другими словами, два наблюдателя могут по-разному воспринимать действительность. Причем не нужно в данном случае путать такие понятия, как «субъективность» и «субъективизм», так как речь не идет об искаженном отражении реальности. К ощущениям относятся следующие: вкус, слух, зрение, обоняние, осязание. Сюда же приписывают ощущения вибрации, ускорения, температуры и пр. Восприятие является продуктом деятельности мозга. Данные, поступающие от различных рецепторов, формируют целостный образ явления или предмета. К примеру, дождь не воспринимается как отдельные составляющие (капли, ветер, пасмурно). Следующая ступень чувственного познания – это представление. Оно является синтезом ощущения и восприятия. Наблюдателю нет необходимости все время непосредственно взаимодействовать с изучаемым предметом. На основании ранее полученных данных мысленно выполняется обобщение и строятся предположения. Например, зная устройство современного мира, можно представить его вид в прошлом или будущем. Одна из форм постижения действительности – религиозное познание. Отправной точкой его является Бог. Чаще всего принимается на веру факт его единства. Цель такого познания – достижение лучших условий жизни в будущем мифическом мире. Часто религия связана с самопознанием человека. В современном обществе особую важность приобрело научное познание. Оно позволяет получать объективное представление о процессах действительности. Задачи его следующие: описать, объяснить, и предсказать. Различают следующие уровни научного знания: рациональный (или теоретический) и чувственный. В свою очередь, за последним закрепилось определение «эмпирический». Постановка экспериментов и непосредственное наблюдение – это и есть путь эмпирического познания. Далее, на основании полученного эмпирическим путем знания выполняется обобщение и создаются теории, гипотезы, следуют попытки предсказания. Теоретический способ познания не может давать знаний об истине в чистом виде, так как для объяснения используются поясняющие модели, имеет место та или иная форма чувственного восприятия.- Читайте подробнее на 

 


31.05.2015; 11:51
хиты: 98
рейтинг:0
Общественные науки
социология
социальная инженерия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь