пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Концепция Б.Ф. Ломова (системная детерминация психических явлений).

Ломов Борис Фёдорович.

Изучаемый предмет рассматривается с точки зрения организованного целого и обладает свойствами, которые невозможно вывести из его фрагментов или частей. Специфика системного познания состоит в возможности описания, объяснения и понимания интегральных образований психики и поведения.

Версия системного подхода, предложенная Ломовым, опиралась на богатейший опыт отечественной науки:  (1) представления о системной организации психических процессов и функций (Ананьев, 1960; 1980), (2) принцип детерминизма (Рубинштейн, 1957; 1973), (3) теорию функциональной системы (Анохин, 1975, 1978), (4) концепцию свойств нервной системы (Теплов, 1985; Небылицын, 1966) и т.д. 

Объединение системных идей и наработок, представленных в различных областях психологии и смежных с нею дисциплинах, позволило  содержательно конкретизировать принцип системности и использовать его в роли стержневого инструмента психологического познания

В отличие от теоретиков общей теории систем (Блауберг, Юдин, 1973; Садовский, 1974), Ломов подчеркивал специфичность и разнообразие целостных образований психики, их зависимость от сферы бытия, уровней организации и развития. Моносистемный взгляд на природу целостностей с его интересом к компонентам и структуре Ломов дополнил полисистемным, выделив объективные основания интегральных качеств и свойств. Он показал, что, включаясь в те или иные системы отношений, человек, его психика и поведение проявляются лишь в определенных планах и обнаруживают качества, которые отсутствуют в других системах. Поскольку объемлющих макросистем оказывается несколько, психические явления всегда выступают как своеобразные «качественные узлы». Отсюда вытекают нормы описания предмета исследования, образующие методологическое ядро предложенного подхода (Ломов, 1975; 1984).

Психические явления рассматриваются в четырех планах. Первый план фиксирует взаимосвязь изучаемого явления с явлениями того же класса. Психика рассматривается здесь как субъективное отражение действительности, выступающее в ряду других видов отражения (абиотического, биологического и социального), и  регулятор активности субъекта (его деятельности, общения, игры, познания). Второй план анализа определяет всю совокупность психических явлений как относительно самостоятельное целое (систему). В качестве компонентов психики выделяются не отдельные процессы, а относительно самостоятельные функциональные образования. В частности, Б.Ф. Ломов дифференцирует когнитивную, регулятивную и коммуникативную подсистемы, которые обеспечивают различные формы взаимосвязи индивида с окружающей средой. Третий план исследования  фиксирует психические явления в их отношении к системам более высокого уровня. Так, включаясь в социальную систему, человеческий индивид становится носителем социального качества и выступает как личность; включаясь в систему биологических отношений со средой, он  предстает  как носитель природных качеств,  как организм; в физической системе отношений индивид открывается как тело, обладающее массой, температурой, плотностью и т.п. Каждая из систем становится основанием разнообразных свойств человека: материально-структурных, функциональных или системных. Наконец, четвертый планраскрывает психические явления как движение микросистем, или нейрональных интеграций; психика выступает здесь как отражательная функция мозга. Целостное описание психики предполагает сочетание всех планов исследования.

Интегральность психических явлений предполагает учеты их многомерности и  разных систем координат. Ни одно из измерений, сколь бы существенным оно ни было, не может охватить всего явления в целом. Понять целое на основании его отдельного измерения «так же невозможно, как невозможно восстановить сложное объемное тело по изображению одной – единственной его проекции на плоскость» (Ломов, 1983, с. 93). Важнейшая задача теоретико-методологической работы состоит в том, чтобы объединить различные меры и способы измерения одних и тех же явлений, по выражению Ломова, «связать их  в единый узел». Это означает также, что система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая. Она дифференцируется на когнитивную, регулятивную и коммуникативную подсистемы, каждая из которых имеет вертикальную структуру. В частности, когнитивная подсистема включает сенсорно-перцептивный, представленческий и рече-мыслительный уровни. Действие этого принципа распространяется далее на отдельные психические процессы, свойства и состояния.

Системный подход предполагает учет совокупностиразнопорядковых качеств и свойств человека (материально-структурных, функциональных, системных). Они организованы в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду: на вершине размещаются наиболее общие свойства, в основании – специфицирующие их свойства n-го порядка, а грани символизируют различные категории свойств. Ломов считал, что разработка научной классификации свойств человека «могла бы сыграть в психологии (в науках о человеке вообще) не меньшую роль, чем, например, периодическая система Менделеева – в химии» (Ломов, 1984, с. 98).

Другая особенность ломовской версии системного подхода заключается в рассмотрении в  качестве систем не только психических явлений, но и условий их функционирования и развития. Этот путь приводит к представлению о системной детерминации психики и поведения человека. По мнению Ломова, за многомерностью, многоплановостью и многоуровневостью психического стоит множественность разнотипных детерминант, функционально объединенных в динамическое целое. Наряду с причинно-следственными связями, в их число входят общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредствующие звенья, внешние и внутренние факторы и др. Разные детерминанты действуют как параллельно, так и последовательно, имеют ограниченную «зону влияния» и «вес». Соотношение между детерминантами очень подвижно. То, что в одних условиях выступает в роли предпосылки, в других может оказаться причиной, фактором или опосредствующим звеном, и наоборот.  Закономерное движение этого целого является необходимым условием и, одновременно, результатом  развития человека, его психики и поведения. При этом сами психические явления играют роль важнейших детерминант биологических и социальных процессов.

Психическое как система существует только в развитии,которое реализуется как полисистемный процесс. Поэтому свойства, проявляющиеся на разных этапах, стадиях или фазах онтогенеза человека, не могут быть выведены из одного-единственного основания, например, биологического и социального. Психическое развитие характеризуется движением своих оснований, системностью ведущих детерминант, возникновением, формированием и преобразованием функционально необходимых свойств или качеств. Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека, которое всегда связано с системой противоречий (между разными свойствами, уровнями, планами, основаниями и т.п.) и предполагает различные пути их разрешения.

Любой результат развития (когнитивный, личностный, операциональный), достигнутый на той или иной его стадии, включается в совокупную детерминацию психического, выступая в роли внутреннего фактора, предпосылок или опосредующего звена по отношению к результату следующей стадии. Тем самым складывается иной комплекс обстоятельств, обеспечивающий возможность перехода психического на новую ступень развития. Динамика стадий (этапов, фаз) порождения и развития психических явлений выражает движение всей системы детерминант, которая непрерывно доопределяется в ходе развития и потому никогда не может быть предсказана полностью.  По линии системной детерминации психики прослеживается связь предлагаемого подхода с синергетикой (Пригожин, 1985; Хакен, 1980).

Согласно Ломову, системна не только психика,  но и процесс ее познания, начиная с планирования и организации эксперимента  и до установления законов, субординации понятий и принципов.  

Категориальный аппарат науки рассматривается им как совокупность взаимозависимых понятий, раскрывающих предмет психологии в его сущностных связях и отношениях. Любая отдельная категория фиксирует лишь один из аспектов исследуемой реальности и имеет ограниченную сферу применения. Попытки рассмотреть все многообразие психических явлений через «призму единственной категории неизбежно ведут к смазыванию различий между ними; закрывается возможность исследования реальных взаимосвязей и взаимопереходов» (Ломов, 1984, с. 396–397). Именно система базовых категорий (включающая категории отражения, деятельности, личности, общения, а также понятия «биологическое» и «социальное») позволяет реконструировать «объемное» целое, раскрыть психические явления в тех связях и отношениях, в которых они реально существуют в действительности. Через отнесенность к системе категорий психологические понятия занимают определенное место в структуре конкретно-научного знания, приобретая необходимую строгость.

Системный взгляд на организацию знания захватывает и методологические принципы психологии, которые нередко рассматриваются как лежащие в плоскости некоторого общего основания науки. Альтернативой рядоположенности становится субординация и координация принципов, требования оценки сферы их влияния, условий применения и переноса на решение разноплановых проблем. Так, принципы детерминизма и личности отличаются друг от друга степенью общности,  имеют различные (хотя и пересекающиеся) сферы действия, по-разному раскрываются в рамках разных областей психологии. «Разведение» принципов, выявление их места в более широкой системе выступает в качестве специальной методологической задачи.

То же самое можно сказать относительно законов психологии. «Они относятся к разным уровням психического, раскрывают его разные измерения, как бы берут психическое в разных срезах, плоскостях», – пишет Б.Ф. Ломов (Ломов, 1984, с. 111). Каждая группа законов фиксирует существенные, устойчивые и необходимые связи психического в какой-то определенной плоскости и предполагает ограниченный круг условий своего проявления.

Ломов обратил внимание на собственную организацию предметного поля науки и указал на необходимость   избегать лобовых столкновений подходов, концепций и методов.

При постановке и решении практических задач, а также при анализе соотношения прикладных и фундаментальных исследований, Ломов руководствовался принципом единства теории, эксперимента и практики. 

Согласно Ломову, эффективная реализация принципа системности в психологии предполагает два условия. 

            Во-первых, центрированность исследований на человеке (антропоцентризм), который определяется  в качестве основного объекта психологического познания. Вторым условием является комплексный, междисциплинарный подход к природе человека. Включаясь в разные связи и отношения с действительностью, человек открывается в разных своих гранях, каждая их которых может стать предметом изучения специальных наук. Он выступает и как организм, и как личность, и как индивидуальность, и как субъект жизни в его различных проявлениях. Фиксируя качественное многообразие объекта  исследования, комплексный  подход позволяет наиболее полно определить существенные характеристики человека и открывает возможность эффективного использования разнопланового знания в решении практических задач. 

 


21.01.2014; 09:12
хиты: 137
рейтинг:0
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь