. Третий образ - христианская психология, которая в России представлена прерванной после революции, но возрождающейся сегодня традицией.
Подобное возвращение или обращение к православным истокам происходит и в педагогике, также опирающейся на антропологию святых отцов В.В.Зеньковский[ ], свящ. Евгений Шестун [ ]) и в философии (С.Хоружий [ ], Э.А.Тайнов [ ]), даже в физике [ ].
Впрочем, в словосочетании христианская психология даже не очень чуткий слух улавливает некий семантический диссонанс, внутреннее противоречие – с одной стороны, психология – наука о психике человека в ряду других наук, с другой стороны, религиозная наука, христианское учение о душе, сотворенной Богом.
Впрочем, история расщепления психологии имеет давнюю историю – еще Ибн-Сина, к примеру, выработал «своеобразную концепцию двойственной истины в смысле отделения философского знания от естественно-научного внутри самой светской науки» - так развивались две психологии, материалистическая, медицинская и философская, близкая к платонизму, содержащая представление о бессмертии души (Ярошевский. История психоологии, с. 94)
Рассмотрим основные положения христианской антропологии, лежащей
в фундаменте христианской психологии, эту функцию осуществляют библейская и святоотеческая антропология, а также космология и теология, в центре которых - учение о сотворении Богом Вселенной и человека, несовместимое с эволюционистской теории происхождения вселенной, живой материи и человека.
Центральное понятие антропологии - человеческая тримерия: дух, душа и тело. Дух понимается иногда как отдельная часть тримерии, либо как высшая часть души двумерии. Феофан Затворник пишет, что Дух содержит чувство Божества и ничем неудовлетворенность, он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении, а душа – низшая часть той же силы, назначенная для ведения дел земной жизни [ ]. Душа есть и у животных, но духа нет.
Святоотеческая антропология, исходя из Священного писания, рассматривает три (а не одно, как в секулярных науках) возможных состояния человеческого естества: ниже естества, естественное, выше естества. Состояние ниже естества или падшее состояние - это современное состояние человеческой природы, состояние после грехопадения Адама.
АП и ГП знакомы, таким образом, только с одним из трех возможных объектов психологии, человека в состоянии ниже естества, то-есть человека в его нынешнем состоянии, в котором мы все пребываем.
В прежнем его состоянии, естественном, неизвестном и недоступным научному познанию, человек пребывал с момента сотворения до грехопадения. Однако известно, что Адам обладал высоким интеллектом, «давал имена» живым созданиям (по Библии), духовными способностями (напрямую общался с Богом). Тело Адама и Евы было другим, как бы из более тонкой матриальной субстанции. Они были бессмертны, не по природе, но по благодати, получаемой от Бога.
В третьем, таинственном, высшем состоянии - в Царствии Небесном, пребудут люди спасенного человечества, обретшие новое тело и душу.
Предмет христианской психологии – духовная брань, то-есть духовная борьба с грехом для спасения души и обретения нового естества.
В силу того, что ХП направление отечественной психологии, длительное время (все советские годы) запрещенное, оно заново воссозда-ется с 90-х годов, ее новейшая история еще не позволила выработать единую точку зрения и ее предмет дискуссионен.
О методе ХП. Анализ специального метода
1. Размышляя о будущем методе науки, русский религиозный философ И.А.Ильин писал: «Русский ученый призван насыщать свое наблюдение и свою мысль живым созерцанием и в естествознании……Рассудочная наука, ек ведающая ничего, кроме чувственного наблюдения, эксперимента и анализа, есть наука духовно слепая, она не видит предмета и наблюдает одни оболочки его, прикосновение ее убивает живое содержание предмета» (И.А.Ильин. Россия как живой организм. – В кн. «Русская идея» с. 442 ).,……
Он писал также, что научный метод не есть мертвая система приемов, схем и комбинаций. Всякий настоящий, творческий исследователь вырабатывает свой новый метод. Ибо метод есть живое, ищущее движение к предмету, творческое приспособление к Нему, «ис-следование». «изобретение», «вживание», вчувствование в предмет, нередко импровизация, иногда перевоплощение.
2. Павел Флоренский (священник), религиозный философ, богослов, крупный ученый, совершивший открытия в физике и искусствоведении (теория обратной перспективы в иконописи). Он считал, чго наука должна стать наукой творческого созерцания –не для отмены логики, а в наполнение ее живой предметностью, не в попрание факта и закона, а в узрение целостного предмета, скрытого за ними.
Наука должна изучать нарушение законов природы. Он разработал метод онтологического символизма [ ], состоящий в символическом раскрытии духовного содержания всего существующего в мире, где дольнее (материальное) символизирует горнее (духовное), а горнее пронизывает дольнее божественными энергиями. Человек - центральный символ, соединяющий в своей природе горнее и дольнее. Познание человека возможно через познание его символической природы, символы трактуются через наблюдаемое поведение, через анализ жизненного пути, жизненные выборы, жизненные смыслы и ценности.
3. Т. А. Флоренская (см. «Начала христианской психологии», а также ее книгу «Диалог в практической психологии. Наука о душе, М., изд. Владос, 2001 ), ее раздел) разрабатывала метод христианской беседы как диалога. Она предложила его для христианской психотерапии), но метод беседы может быть использован и как исследовательский метод.
В принципе в ХП употребимы все психологические методы, кроме
манипуляивных, использующих гипноз,