. 2-й квазипарадигме психологии, к гуманистической психологии (ГП). Ее альтернативные названия – гуманитарная психология, понимающая психология, описательная психология (по В.Дильтею).
Ее символ – бук, по месту рождения, пиктограмма - ψ ( греч пси).
Представляя книгу «Психология с человеческим лицом: постсоветская перспектива в отечественной психологии», предсталяющйю собой сборник, статей разных авторов, посвященный ГП, Д.А.Леонтьев определяет это направление современной психологии, как реализовавшего своим предметом целостного человека в его высших специфических для человека
проявлениях» [ ]. Академической психологии, как считают гуманистические психологи, это не удалось по многим причинам. Р.Лэнг пишет по этому поводу: «мы должны отказаться от позитивизма, который достигает своей «достоверности» путем успешной маскировки того, что есть и того, чего нет, упорядочения мира наблюдателя посредством превращения истинно данного во взятое, принятого в качестве данных, обирания мира бытия и изгнания тени бытия в призрачную страну «субъективных» ценностей. (Р.Лэнг. «Расколотое «Я», [ с.257]). Таким образом, по существу, ГП отказывается от классического идеала научности.
Идеи ГП, первоначально зародившиеся в Европе, пересаживаются на другую почву, в США. В середине ХХ века группа американских психологов, психотерапевтов, объединяется вокруг лидера, А.Маслоу, и называет себя американской ассоциацией за гуманистическую психологию (ГП).
Свое понимание природы человека и ее объекта ГП заимствует из современной ей философии человека, прежде всего экзистенциализма Кьеркегора, затем – Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера и др. и немецкого диалогизма - прежде всего М. Бубера, в России его представлял М. М. Бахтин [ ].
Истоки экзистенциализма восходят к Кьеркегору, религиозному датскому философу, но сам экзистенциализм приобретал и атеистическую, и религиозную формы. Экзистенциализм, как писал представитель экзистенциального персонализма Мунье, это реакция новой философии человека на прежнюю университетскую философию идей и философии вещей. Камю писал, что современная философия питается не метафизическими, а моральными проблемами. Впрочем, в экзистенциализме, позиционирующем себя по отношению и к идеализму и к материализму, также ставится вопрос о мире вещей и мире их отражений в сознании. При этом вещи «не растворяются в сознании», но мир вещей «дан только в связи с субъектом».
С точки зрения экзистенциализма человек не столько познающее, сколько действующее существо. Существо одинокое, хотя бытие – это всегда со-бытие, бытие с Другими (М. Хайдеггер). При этом для раннего экзистенциализа человеческое существование абсурдно, а человеческие отношения враждебны, но позднее Сартр принимает идею человеческой солидарности.
Философия Сартра менялась, от его программной вещи - книгаи «Бытие и ничто» (1940 г.), где концепция свободы антигуманистична до лекции «Экзистенциализм – это гуманизм» [ ]. Формула экзистенциализма – существование (экзистенция) предшествует сущности (эссенция).
Главные антропологические понятия, экзистенциалы – уникальность, субъективность, свобода. Уникальность человеческого индивида, важность субъективного опыта по отношению к объективным истинам, свобода выбора целей, ценностей, поступков, свобода для изменения и действия, свобода в мире. Другие сущности – духовность, ответственность, одиночество, страх.
В трактовке экзистенциализма «человек есть лишь то, что он из себя делает. Но реальность человека такова, что он – «это скорее не то, кем он стал, но скорее то, кем он не стал». Добавим: А мог бы стать.
Для философии диалогизма человек, рассматриваемый наукой сам по себе в отрыве от других, является неправомочной абстракцией, поскольку общение, диалог – это основа человеческой жизни. М.Бубер разделяет в диалоге два главных слова, посылаемых нашим Я, эти слова Оно и Ты [ ]. Слово Оно – предметно-функционально, но в слове Ты звучит полнота живого человеческого сердца. М. Бахтин совершает попытку создания методологии гуманитарного, субъект- субъектного познания [ ].
Предмет гуманистической психологии – самоактуализирующаяся личность. Как пишут создатели ГП, ее предмет – личность, ее психологическое содержание в ГП обогатилось за счет включения высших форм психической жизни: любви, самопожертвования, ключевых жизненных смыслов и ценностей, творчества,
В гуманистической психологии принята не только идеологема диалогической философии о диалогической природе человека, но и соответствующее представление о способе изучения такой личности - о
диалогическом методе, а целом обосновывается диалогическая природа гуманитарного познания. Главный процесс диалогического метода – понимание, отсюда - понимающий метод. В такого рода познании важнейшую роль осуществляет общение как диалог между двумя субъектами: познающим и познаваемым. Роль обоих велика, позиции в диалоге – активны, иначе результат познания – понимание не возникает. Сам термин «субъект» здесь понимается более широко, чем в академической науке и включат не только его интеллект, но личностную сферу коммуникантов - потребности, эмоции, ценности. Субъект изучается в культурном контексте, основу которого составляют продукты речевой деятельности – тексты разной культурной, конфессиональной направленности. Понимание, таким образом, трактуется здесь и как главная цель познания, и как метод (см.В.В.Кузнецов. Герменевтика и гумаиитарное познание. Изд., МГУ, М., 1991. Сам принцип диалогичности предполагает установление понимания в диалоге. В.Дильтей писал: «природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем» (В.Д., с.16). Согласно М.Бахтину, методом постижения является «восполняющее понимание», «сочувственное проникновение, преодолевающие «чуждость чуждого». (см. В.Кузнецов. с.135).