Особое место в предреволюционной истории развития российской социальной психологии занимает В.М. Бехтерев. Свои занятия социальной психологией он начинает в конце 19 века. Социально-психологической является его работа “Личность и условия её развития”(1905). Cодержится развернутое изложение его взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной психологии, методы этой отрасли знания. Через 10 лет В.М.Бехтерев публикует свой фундаментальный труд “Коллективная рефлексология” (1921), который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии.
Главная заслуга Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системы социально-психологических знаний.Бехтереву принадлежит развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом является изучение психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое.
После Октябрьской революции 1917 года, особенно после завершения гражданской войны, в восстановительный период, в стране резко возрос интерес к социальной психологии. Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологическая борьба, необходимость решать ряд неотложных практических задач были причинами развертывания социально-психологических исследований. Характерной особенностью этого периода был поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли.
Содержанием поиска своего пути было создание направления марксистской психологии. Наблюдались две тенденции: 1)критическое отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, воспринявшим ряд их основных идей; 2)тенденция соединения марксизма с рядом течений зарубежной психологии. Эта “объединительная” тенденция шла как со стороны естественнонаучно-ориентированных ученых, так и ученых- обществоведов, философов, правоведов.
Построение марксистской социальной психологии опиралось на солидную материалистическую традицию в русской философии. Особое место в период 20-30-х годов заняли труды Н.И.Бухарина и Г.В. Плеханова. Работы Плеханова, опубликованные до революции, вошли в арсенал психологической науки. Эти произведения были востребованы социальными психологами, использовались ими для марксистского понимания социально-психологических явлений.
Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемы коллективов.
В научно-организационном становлении социальной психологии в России большое значение имел 1 Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, состоявшийся в 1930 г. Проблемы личности и проблемы социальной психологии и коллективного поведения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения.
Во второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва были следующие:
- Теоретическое обоснование ненужности социальной психологии.
- Идеологическая направленность западной социальной психологии, расхождение в понимании общественных явлений, психологизаторство в социологии вызвали резкую критическую оценку марксистов. Эта оценка нередко переносилась на социальную психологию, что привело к тому, что социальная психология в Советском союзе попала в разряд лженаука.
- Одной из причин перерыва в истории социальной психологии была практическая невостребованность результатов исследований изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе были никому не нужны, более того – крайне опасны.
Период перерыва, начавшийся во второй половине 30-х годов, продолжался до второй половины 50-х годов. Но и в это время не было полного отсутствия социально-психологических исследований. Разработкой теории, методологии создавался теоретический фундамент социальной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) В этом отношении важное значение имеют идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений, разработка принципа единства сознания и деятельности и принципа развития.
Стержневая идея социально-психологической концепции А.С. Макаренко – единство коллектива и личности. Это определило основание, его практического требования: воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива.
Локальные социально-психологические исследования в разных отраслях науки и практики (педагогической, военной, медицинской, производственной) в 40-50-х годах сохраняли определенную преемственность в истории российской социальной психологии.