Креативные ПО – проявления преобразовательной деят-ти человека.
Творчество – деятельность, результатом которой становится создание новых материальных и духовных объектов.
Аспекты изучения творчества:
1.Процессуальный - описание универсальных законов, характеризующих стадии возникновения творческого решения. (Пономарев: Произвольный логический поиск – интуитивное решение – решение облекается в слова – фаза формализации решения)
2. Личностный – проблема источников творческой деятельности и способствуюющих ей личностных особенностей человека. (Фрейд: творчество-результат сублимации, Адлер: Творчество –способ компенсации комплекса неполноценности-естественного для человека своего физич и личностн несовершенства, Гуманисты: первоначальный источник творчества мотив личностного роста, потребность в полной и свободной реализации своих способностей и жизн возможностей).
Таким образом, творч активность создает благопр усл-я для развития психич потенциала чел-ка в целом, представляя возможность для формирования и проявления спосбностей в различных сферах деятельности.
КРЕАТИВНОСТЬ – способность к созидательной, преобразующей деят-ти в различ сферах: проф, худ, коммуникат и т.д.. Подходы к вопросу о соотношении креативности и интеллекта:
- Отрицание креативности. К-не более чем синтез интел и мотивац св-в личности (Маслоу)
- Тождественность и=к. (Айзенк и Векслер)
- Разные соотношения между и и к (Торренс и Гилфорд)
Процесс развития креативности: Первичная креативность 3-5 лет, специализированная креативность – подростковый возр и юношество.
СПОСОБНОСТИ – индивидуальные психологические особенности личности, являющиеся условием продуктивного выполнения той или иной деятельности.
Признаки: 1. Способности – только те особенности личности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности. 2. Те особ-ти л, которые отлич одного от другого, 3. Не сводятся к зн,ум, нав – проявляются в легкости их приобретения.
ВИДы сп.: Природные (восприятие, память, мышление, сп. к коммуник) и специфич человеческие,
Общие (интелл, психомотор, коммуник, креат) и специальные (муз, матем, худ и др)
Теоретические и практические.
Взгляды на развитие и возникновение способностей:
1. Говорят о врожденной природе способностей, считая их наследственной чертой, проявляющейся в ряде поколений. Такая позиция существует еще с античности: Платон считал, что обучение и воспитание могут изменять лишь скорость проявления, но не само наличие или отсутствие способностей. Гальтон провел массу исследований и собрал множество фактов, подтверждающих эту позицию.
2. Способности целиком определяются качеством воспитания и обучения. Гельвеций провозгласил: «посредством воспитания можно сформировать гениальность».
3. Синтез врожденного и приобретенного (Рубинштейн, Теплов, Ильин). Здесь говорят о задатках, являющихся основой для формирования способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
Задатки включены в развитие способностей, но только как исходный момент, как предпосылка; они не являются единственным его условием. И развитие задатков – это социально обусловленный процесс, связанный с условиями воспитания и особенностями общества.
Факторы развития способностей: 1. задатки как природный фундамент способностей, 2. «социальная наследственность», определяющая условия семейного воспитания (музыкант – в семье музыкантов), 3. особенности общества, в котором родился и живет человек: общество создает модели обучения и воспитания, которые могут создавать условия для развития способностей (профильные классы в школе), формирует социальные запросы на определенные виды деятельности, влияет на выбор их человеком путем формирования общественного мнения и т.д.
ЗАДАТКИ – врожденные анатомо-физические особенности НС, составляющие природную основу развития способностей (индив-типолог св-ва нс, ур-нь соотносит развития сигнал сист, св-ва анализаторов…). Одни и те же задатки могут быть основой для разных способностей.
Уровни развития способностей:
ОДАРЕННОСТЬ – уровень развития способностей, превосходящий среднестатистический. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения той или иной деятельности. МБ общей и специальной (феномен савантизма, iq не более 60-70).
Характеристики: Ранние, ускоренные темпы развития, высокая умственная активность, постоянное стремление к новой инф-ии, постоянная готовность к сосредоточению внимания и эмоц вовлеченность в проц деят-ти. Внутр/внеш асинхронность развития.
ТАЛАНТ – сочетание способностей, рез-т деят-ти, кот. Должен отличаться оригинальностью и новизной.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ – не просто высшая степень одаренности, создание качественно новых творений.
Подходы к проблеме: Элитарный (как уникальный феномен), Эгалитарный (сочетание работоспособности и удачи). Является высшим уровнем интеграции всех задатков и способностей.
Распознавание креативности психологи и педагоги связывают с рядом трудностей: десинхрония в развитии творчески одарённых детей, сложности их идентификации, связанные с феноменом «скрытой креативности»; восприятие взрослыми взрослого креативного ребёнка как недисциплинированного, «трудного» и т.д.
В исследования по диагностике креативности по критерию новизны представлен работами. Дьяченко и Пороцкой (1996), предложившими методику оценки сказки, сочиненной дошкольником, по пятибалльной системе: 0 баллов ребенок получает за отказ от выполнения задания или пересказ знакомой сказки, 1 балл - за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов, 2 балла - при внесении существенных элементов новизны в известную сказку, 3 балла - если это было дополнено деталями, 4 балла - за полностью придуманную, но схематично изложенную сказку, 5 баллов - если это изложение было развернутым. В данной методике очевидно использование критериев оригинальности и разработанности, примененных Дж. Гилфордом и П. Торренсом.
2. Подход с позиций умственных способностей. Такой подход в диагностике способностей дошкольников представлен прежде всего в работах, выполненных под руководством А.М. Матюшкина И.С. Авериной, адаптировавших для отечественной выборки тест невербальной креативности П. Торренса.
Задания: 1. “Нарисуй картинку” - создание рисунка на основе цветного пятна неправильной формы, 2. “Незавершенные фигуры” - завершение незаконченных фигур, вызывающих стереотипные ассоциации; при выполнении задания ребенку нужно создать по возможности оригинальные изображения. 3. “Повторяющиеся фигуры” - создание серии разнообразных рисунков за счет дорисовывания одинаковых фигур.
6. Многие проективные методы исследования личности, как отмечают ряд авторов, применимы в диагностике дошкольников. Однако для использования в изучении креативности они нуждаются в теоретическом переосмыслении
7. Тест Гилфорда (беглость, гибкость, оригинальность, точность). Есть для детей 5-8 лет, есть для 9-15 и для взрослых.