пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


35. Пути развития творчества в образовании.

Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе

выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том,

что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные

ученики добиваются блистательных успехов. …Если же преподаватель сам

находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных

учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники

не раскрываются, не реализуют своих возможностей».

Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих

способностей, не может организовать действительно творческую деятельность,

в процессе которой, как мы выяснили при теоретическом анализе работ

Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и Немова Р.С., развиваются творческие

способности. Если учитель не обладает таким свойством личности как

направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать

только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек

творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность

учеников.

Р. С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в

целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности,

которые и являются условиями их развития. 

Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер

деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением

новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для

развития творческих способностей выделял Левин С.А. в своей работе

«Воспитание творчества».

Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в

деятельности, необходимо помнить о том, что подросток стремится к решению

максимально трудных для него задач. Это поможет нам реализовать второе

условие предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С.

Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной но

выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне

потенциального развития ребёнка.

При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке

творческих задач увеличивать их сложность, или, как это определяет в своей

работе «Литературное творчество ребят» Н.Р. Бершадская, придерживаться

«принципа спирали». Реализовать этот принцип возможно лишь при

длительной работе с детьми типичного характера, например, при постановки

тем сочинений.

Ещё одним важным условием для развития именно творческих способностей

Левин В.А. называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение

только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как

подчёркивал он, многие качества, необходимые творческой личности –

художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому,

чувство прекрасного попадают в число избыточных, лишних. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными

особенностями развития личности подростка стремление к общению со

сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты

творчества.

Наилучшей применительно к подростковому возрасту является «особым

образом организованная творческая деятельность в процессе общения», которая

субъективно, сточки зрения подростка, выглядит как деятельность по

практическому достижению общественно значимого результата.

Для этого важно, чтобы подростку было что сказать участникам общения,

чтобы он действительно выступал информантом, для этого необходимо найти

реципиента общения. В нашем случае реципиентом является коллектив класса и

педагог, а на школьном уровне это коллектив школы, и т.д.
Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации,

возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез,

предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной

деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления,

выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять

понятия.

Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность

формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и

обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение

возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения

обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую

деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно

ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся.

Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от

ребенка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не

обладал, т.е. решения творческой задачи.
для того, чтобы обучиться творческой деятельности, а в процессе

такого обучения будут естественно развиваться творческие способности

учащихся, нет иного способа, кроме практического решения творческих задач,

это требует наличия у ребёнка творческого опыта и, в то же время

способствует его приобретению. Одно из условий передачи творческого опыта,

необходимость конструировать специальные педагогические ситуации, требующие

и создающие условия для творческого решения.

Понятие «педагогическая ситуация» неоднозначно оно употребляется по

отношению к двум несколько разным явлениям. Во-первых, это «кратковременное

взаимодействие учителя с учеником (группой или классом) на основе

противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными

эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся

взаимоотношений». И второе значение «совокупность условий и

обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в

педагогическом процессе». Именно в этом значении мы подразумеваем

их в нашей работе. Целью создания педагогических ситуаций вообще является

развитие учащегося как субъекта общественной и трудовой деятельности. А

значит развитие его предметно - деятельностных и межличностных

способностей.
Для передачи опыта творческой деятельности, приобретения критериев

оценки деятельности, приобретения знаний, включающихся в процесс анализа

новых ситуаций, для развития личности как полноценного общественного

субъекта недостаточно определения только структуры и характера учебного

процесса, необходимо и её наполнение нравственным, идейным и художественно-

эстетическим содержанием. При изучении литературы в школе это содержание

обеспечивают произведения художественной литературы. Именно опора на

художественно-литературное искусство обеспечивает развитие собственно

творческих способностей художественного характера. Художественно-

эстетическое содержание произведения обеспечивает приобретение детьми

художественных критериев при развитии способности самостоятельной

критической оценки. Пример решения писателем-художником той или иной

проблемы помогает организовать учителем модель художественного решения

творческой задачи при приобретении опыта творческой деятельности детьми. Те

или иные способы реализации решения творческих проблем развивают в детях

стремление к нахождению новых художественных путей и типов решения. Что

обеспечивает развитие способности зоркости в поисках проблем и т.д.
Рассмотрение условий развития творческих способностей подростков

позволяет нам выделит пути реализации их развития в процессе изучения

литературы в школе. Первый – организация учебного процесса путём

постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических

ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной

творческой работы учащихся 5 – 7 классов. И второй путь через приобщение

учащихся при изучении литературы к художественно – творческой деятельности.

 

 


24.12.2014; 20:33
хиты: 137
рейтинг:0
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь