1) В 20 – 30 е годы в СССР возникает тоталитаризм или такая политическая система, которая устанавливает всеобщий(тотальный) контроль над всей общественной жизнью и каждым человеком. Признаки тоталитарной системы: а) создание официальной идеологии б) формирование однопартийной системы в) установление монополий на средства массовой информации г) монополия на средства вооруженной борьбы
2) Признаки Сталинской модели тоталитаризма: а) формируется культ личности Сталина. Б) бюрократия проникает во все структуры общества в) формируется система репрессий ОГПУ затем НКВД г) установление монопольной власти партий и большевиков д) превращение диктатуры пролетариата в диктатуру большевиков. Е) полное подчинение производства государству ж) сращивание партийного и государственного аппарата. З) уничтожение политических оппонентов и) превращение партийной идеологии в государственную.
3) Первого декабря 1934 года после убийства Кирова Сталин ликвидирует остатки правовой системы в государстве, судебные органы получают неограниченные полномочия – это рубеж складывания тоталитарной системы.
4) Итог тоталитаризма в СССР: а.масштабные репрессии унесшие жизни 4млн человек б. невероятное по своим масштабам исправительная система ГУЛАГ в. Уничтожение высшего офицерского и политического состава, подрыв интиллектуальной и обороноспособной собственности страны. Г. Политический характер репрессий а не уголовный.
1. В 1918 — 1930-е гг. в СССР был установлен тоталитарный политический режим.
Тоталитарный политический режим — это система государственной власти, основанная на полном политическом, экономическом, идеологическом подчинении всего общества и отдельного индивида власти; тотальном контроле государства над всеми сферами жизни; фактическом несоблюдении прав и свобод человека.
Основы тоталитарного режима в РСФСР и СССР были заложены еще в 1918 — 1922 гг... когда:
— была провозглашена диктатура пролетариата;
— в ходе гражданской войны была ликвидирована всякая политическая оппозиция большевизму;
— произошло политическое, экономическое и военное подчинение общества государству («военный коммунизм»).
Понятие диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства было всего лишь лозунгом. Фактически к 1922 г. (моменту окончания гражданской войны и образования СССР) в стране была установлена диктатура партии большевиков:
— ни пролетариат, ни, тем более, крестьянство не определяли государственную политику (кроме того, в 1920 — 1921 гг. по России прошла серия рабочих и крестьянских восстаний против большевиков, которые были жестоко ими подавлены);
— система советов во главе с Всероссийским (Всесоюзным) съездом советов, объявленная высшей властью в стране, полностью контролировалась большевиками и была ширмой «рабоче-крестьянской демократии»;
— «эксплуататорские классы» (не рабочие и не крестьяне) были лишены прав по Конституции;
— большевики из политической партии превратились в управленческий аппарат; начал формироваться новый влиятельный класс, не указанный в Конституции, — номенклатура;
— в условиях однопартийности и собственности государства на национализированные средства производства номенклатура стала новым собственником заводов, фабрик, благ; фактическим новым правящим классом, стоящим над рабочими и крестьянами.
2. Зарождающийся тоталитаризм 1920-х гг. имел одну важную особенность — была установлена абсолютная власть большевиков над обществом и государством, но внутри монопольно правящей партии большевиков пока еще существовала относительная демократия (споры, дискуссии, равноправное отношение друг к другу).
Во второй половине 1920-х — 1930-х гг. произошел второй этап установления тоталитарного строя — уничтожение демократии внутри победившей партии большевиков, ее подчинение одному человеку — И.В. Сталину.
Иосиф Виссарионович Сталин-Джугашвили (1878 — 1953) — профессиональный революционер, поэт в молодости, священнослужитель по образованию, 7 раз сидел в тюрьмах, совершил 4 побега.
Возвышение Сталина в партии началось после Октябрьской революции и гражданской войны. Сталин руководил обороной Царицына в голы гражданской войны, был наркомом по делам национальностей в первом правительстве большевиков, сыграл важную роль в подготовке первой Конституции РСФСР и строительстве государственности РСФСР и СССР. И.В. Сталина в первой половине 1920-х гг. отличали абсолютная лояльность В.И. Ленину, личная скромность и незаметность, высокий профессионализм в выполнении кропотливой рутинной организаторской работы.
Благодаря этим качествам И.В. Сталин был выдвинут на новую должность в партии — Генерального секретаря. Данная должность была создана в 1922 г. и задумывалась как технический (не политический) пост для организации работы партаппарата. Однако, заняв эту должность, И.В. Сталин постепенно превратил ее в центр власти в стране.
. К концу 1930-х гг. в СССР сложилась обстановка, получившая название «культ личности» И.В. Сталина. «Культ личности» заключался в:
— создании имиджа И. Сталина как легендарной и сверхъестественной личности, которой вся страна обязана своим процветанием («великий вождь всех времен и народов»).
— возведении И.В. Сталина в ранг величайших мыслителей наряду с К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным;
— тотальном восхвалении И.В. Сталина, полном отсутствии критики;
— абсолютном запрете и преследованием любого инакомыслия;
— повсеместном распространении облика и имени Сталина;
— гонении на религию.
Параллельно с «культом личности» И.В. Сталина шло создание не менее масштабного «культа личности» В.И. Ленина:
— создавался во многом далекий от реальности имидж В.И. Ленина, как гениального и непогрешимого коммунистического «мессии»;
— изображения Ленина в виде сотен тысяч памятников, бюстов, портретов распространялись по всей стране;
— в народе создавалось убеждение, что все хорошее и прогрессивное стало возможно только после 1917 г. и только в СССР, стало результатом воплощенного в жизнь гения В.И. Ленина;
— И.В. Сталин объявлялся единственным учеником В.И. Ленина, который реализует ленинские идеи и является продолжателем дела В.И. Ленина.
Культ личности поддерживался жесточайшими репрессиями (в том числе уголовным преследованием за «антисоветскую пропаганду», которой могло стать любое высказывание, не совпадающее с официальной точкой зрения). Другим способом поддержания культа, кроме страха, было воспитание с детства молодого поколения, создания пропагандой обстановки массовой эйфории в стране и некритического восприятия действительности.