Мусульманское право предстает своего рода законом Божьим, чему в большой мере способствует наличие кодифицированных священных текстов, т.е. собранных в некое фиксированное число священных текстов и книг.
Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна.
Коран — первый источник мусульманского права. Коран содержит откровения, которые Аллах ниспослал Мохаммеду и которые пророк затем излагал. Эта священная книга иногда называется словом зикр (предостережение). В первые годы после кончины пророка применяли три способа формулирования правил, если не находили их в тексте Корана.
Определенное значение имеют для права и пять основных обязанностей мусульманина
"аркан" — пять столпов веры)• исповедание веры (глахад)• молитва (салят)• месяц рамадан (саум)
• милостыня (закят)• паломничество (хадж)
Обычное право арабов официально не включается в число источников права.
Основные институты.
Личный статус. Полноправным статусом по шариату в той его части, которая относилась к юридическим началам, пользовались только мусульмане. Иноверцы занимали более низкое положение и облагались тяжелыми налогами. Было известно также ограничение дееспособности для малолетних, слабоумных, находящихся в состоянии опьянения. Мусульманкам запрещалось также выходить замуж за иноверца.
Вещные права. Среди этой категории прав особую разновидность составили вещи, которые не могли находиться в собственности мусульман
Имущественные права имели те, кто достиг совершеннолетия и находился в здравом уме. Факт достижения совершеннолетия удостоверялся судьей. Предметом особо тщательной регламентации было пользование водой. Собственник мюлъка, оставивший свою веру, терял право на имущество. Оно переходило в этом случае к мусульманской общине либо к родственникам и наследникам.
Значительное количество земли и оросительных сооружений, а также источников пресной воды, оружия, драгоценностей и рабов находилось в распоряжении государства.
Брак и семья. Заключение брака рассматривалось как своеобразная торговая сделка с необходимым согласием сторон и значительным выкупом за невесту ее отцу.
Коран допускает иметь мужчине до четырех жен, но оговаривает это обязанностью предоставлять каждой жене имущество жилище и одежду. Принуждать рабыню к сожительству воспрещалось. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число разводов не фиксировалось. Муж мог развестись без объяснения причин.
Жена могла добиться развода только при содействии суда и при наличии следующих оснований: муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств для ее содержания.
В случае развода муж обязан выделить жене часть имущества "согласно обычаю". Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме мужа. Родившийся ребенок должен был оставаться в доме отца.
Наследственное право. Завещание не должно составляться в пользу законных наследников и превышать треть имущества. При наследовании по закону за счет наследственной массы покрывались расходы, связанные с погребением, затем оплачивались долги. Первыми в списке получателей наследства стояли дети, затем братья, дяди. Наследственная доля женщин составляла 1/2 доли мужчин.
Преступления и наказания. Особую группу составили преступления против религии и общественного спокойствия. Отступление от ислама наказывалось смертной казнью с конфискацией имущества. Точно так же преследовались участники восстаний и сопротивляющиеся властям. Тяжким религиозным грехом считались разбой, кража, употребление вина, прелюбодеяние, умышленное убийство или смертельное поранение, которые по обычному праву влекли кровную месть; с появлением ислама стало возможным возмещать ущерб денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу.
Суд и процесс. По представлению Корана евреи творят суд по Пятикнижию Моисея, христиане — по Евангелию, а мусульмане должны судить по Корану. В установлении праве свидетельствовать на суде говорится, что две женщины равны одному мужчине. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дела уголовные и гражданские рассматривались обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были вести свои дела сами, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс судоговорения велся вначале устно, а впоследствии, при Аббасидах, стали вести протоколы по гражданским делам. Доказательствами считались признания ответчика, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться в одно заседание. Судья имел в городе большую группу потенциальных свидетелей и осведомителей, помогавших ему в работе.
Наказание приводилось в исполнение в присутствии судьи в любом общественном месте, за исключением мечети. Женщина при осуществлении наказания должна быть сокрыта под покрывалом. Мужчина наказывается в таком одеянии, которое не смягчало бы мучительности наказания. Смертная казнь чаще всего осуществлялась путем перерубания шеи, а не отсечения головы.