вплоть до 1789г. Представляло собой конгломерат правовых систем, действие которых распространялось на определенный круг лиц. К 10 веку во Франции практически перестала действовать Салическая правда и другие варварские обычаи. На смену ей в условиях феодальной раздробленности пришли правовые обычаи – кутюмы. С 12 века отдельные кутюмы стали записываться, наиболее известный их них – Кутюмы Бовези ок.1283г. Автором этого документа стал королевский бальи Филипп де Бомануар. Сборник состоит из пролога и 70 глав. Сборник описывает большое количество кутюмов по различным вопросам: организация суда и процесса,правовой статус различных категорий населения,
юридический режим земельных владений,централизация власти и управления и т.д.
Виланское держание получали от сеньора за натуральные или денежные выплаты. Состояние личной крепостной зависимости передавалось по матери. Могло также обретаться добровольной отдачей себя и потомков в личную зависимость или церковную зависимость. Крепостной мог распоряжаться своим имуществом только с разрешения сеньора. Для сервов помимо выплаты денежной ренты и работ должны были выплачивать брачный выкуп и право на вступление в наследство. В главе, посвященной суверенной власти короля и барона, проводится мысль об объединении Франции под властью одного монарха. Король охраняет все королевство. Кроме того, кутюмы Бовези содержали нормы, посвященные обязанностям бальи, адвоката; нормы, посвященные городскому самоуправлению и правам коммун.