Появление ЗМ связывают с приспособлением древнеиндийского права к светским нуждам.Если в древнейших источниках рассм-ся деликтные прест-ято теперь внимание уделяется договорным и имущ отн-ям.ЗМ состояли из 2685 статей,написаны в форме двустиший, правовые нормы в 8 и 9 главах,всего 12 глав.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).Указывается наследственно-профессиональный характер варн.В законах Ману нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.