Основой всего существующего Гегель считал Мировой Разум, который он называл Абсолютной Идеей или Абсолютным Духом. Абсолютная Идея постоянно развивается, порождая систему понятий. В процессе своего развития Абсолютная Идея облекается в материальную оболочку, выступая сначала в виде механических явлений, потом
химических соединений, затем порождает жизнь и человека. Вся природа – "Царство окаменевших понятий". С появлением человека Абсолютная Идея пробивается через чуждую ей материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме – сознания, мышления. С развитием человеческого сознания Идея все больше освобождается от материи, познавая себя и возвращаясь в себя. Идеализм Гегеля проникнут идеей развития, диалектики (переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя). Объективный идеализм отрывает общие понятия, законы от конкретных единичных вещей и явлений, абсолютизируя идеи, толкуя идеи как первосущности мира.