пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

26. Субъективный идеализм философии И.Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества Ф. Шеллинга.


Субъективный идеализм Фихте: 1) отвергает саму идею "вещей в себе" - непознаваемой разумом внешней реальности; 2) единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое "Я", в котором заключается весь мир; 3) считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного "Я"; 4) вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей действительности нет; 5) само "Я" - движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция. "Я" имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме "тезис - антитезис - синтез", а именно: 1) Абсолютное Я полагает само себя ("Я" полагает Я); 2) "Я" полагает (образует) "не-Я" - внешнюю окружающую действительность (антитезис); 3) "Я" взаимодействует с "не-Я" внутри Абсолютного Я.
Природа, по Шеллингу, есть становление духовного начала. Если в человеке духовное начало осознает себя, то в природе оно бессознательно. Движение от бессознательной духовности природно-сущего к сознанию проходит ряд прогрессирующих ступеней. Природа представляется как силовое динамическое единство противоположностей, при этом на всех этапах развития наблюдается противоположность объекта и субъекта. В основе всякого раздвоения сущего лежит изначально единая сила, которая мыслится Шеллингом только как живая. Природа есть космический организм, обладающий «мировой душой». По Шеллингу, лестница бытия со всеми ее ступенями дана от века. Все ступени абсолютно одновременны. Материя не существует без духа, как дух без нее, - даже в Боге.
Шеллинг утверждал тождество духа и природы. Исходным было понятие абсолютного, разума, в котором субъективное и объективное неразличимы. Абсолютное полагает своей деятельностью субъект и объект. Но то, что в Абсолюте тождественно, вечно и совершенно, в мире раздельно, необозримо, множественно, развивается во времени, представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней субъекта или объекта, иначе говоря, - степенью Абсолюта. При этом развитие характеризуется как целесообразное: на одном полюсе - материя, а на другом - истина познания. По Шеллингу, идея абсолютного тождества тесно связана с мыслью о самосознании единого - Бога. Он и есть разум. 

15.02.2015; 18:47
хиты: 106
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь