пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

21. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции Спинозы и Лейбница.


Рационализм - философско-гносеологическое направление, где основа знаний это разум.
Декарт - Основное произведение "Рассуждения о методе". Рассуждая о способности человека к познанию, Декарт выделяет 2 вида идей присущих человеку: врожденные и идеи чувственного опыта. Человек имеет определенную предрасположенность к мышлению (врожденную). В сознании человека изначально закладываются некоторые истины, самые простые: идеи бытия, Бога, числа. Декарт предполагает наличие Бога, который вкладывает в сознание человека врожденные идеи. Субстанция у Спинозы, - то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Субстанция существует только одна, т.е она есть всё существующее. Т. о, Бог Спинозы не является личностным существом в традиционном религиозном понимании. Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость - лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь является частью этой субстанции, её модификацией, её модусом. По мнению Лейбница, принцип качественного многообразия должен быть введен в саму субстанцию, следовательно, должно существовать бесконечное множество субстанций. Всем субстанциям присуща духовная природа. Субстанции просты, то есть, неделимы. Лейбниц называет эти субстанции монадами. Каждая из монад есть постоянный и беспрерывный поток перемен. Каждая из монад – замкнутый космос. Лейбниц выделяет монады-жизни, составляющие основу вещей неживой природы, монады-души (растения и животные) и монады-духи (люди). Высшей монадой является бог. Монадам присуще движение. Под ним Лейбниц понимает духовное развитие и совершенствование монад.


15.02.2015; 18:47
хиты: 108
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь