Природа для нас есть нечто внешнее, материальное. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к нам. Их исследование сводится к столь же бесстрастному расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное и пр. Все в природе жестко сцеплено причинной обусловленностью и закономерностями. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение – главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе.
Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию. То есть такой познавательной процедуре, в которой мы можем поставить себя на место другого и «изнутри» почувствовать и пережить какое-либо историческое событие, религиозное откровение.
Истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науке о духе лишь истолковываются, интерпретируются. Мера переживания, вчувствования не может быть одинаковой.
Другим существенным основанием выделения специфика наук о природе и наук о духе являются особенности метода исследования. Для первых характерен метод «генерализирующий» (выделяющий общее в вещах), для вторых – «индивидуализирующий» (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления). Цель науке о природе – отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. И чем больше различных объектов попадает под найденное обобщение (генерализацию), тем фундаментальнее закон.