Зарождение философии древней Индии относят ко 2 тысячелетию до нашей эры. Основана философия Др. Индии на изучении окружающего мира, человеческих отношений, всего того, что связано с природой существования и его души. До нашего времени дошли сохраненные сокровища нашего времени написанные на санскрипте. Эти произведения называются «Веды»(знание, видение). Сборник включает в себя заклинания, обряды, воззвания.
Веды разделены на части:
Самхиты-самая древняя из всех частей
Брахманы-ритуальные тексты,на них основана философия брахманизма, имевшая главную силу и власть довозникновения буддизма.
Араньяш(лесные книги)-эта часть дает реинкарнацию и устаналивает правила жизни людей выбравших отшельнический путь.
Упанишады-что означает –сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание.-философская часть «Вед»
На «Веды» опираются все школы философии Др. Индии ,отсюда и пошло разделение на 4 варны.
Варна-это статус определенной группы людей в обществе
Брахманы(белый цвет)-высшая каста, занимаются умственным трудом
Кшатрии(красный цвет)-военное дело
Вайшьи(желтый цвет)-только ремесленные работыи земледелие
Шудры(черный цвет)-чернорабочие, низшая варна.
Основные школы Др. Индии
Ортодоксальные и неордоксальные направления
Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир.
Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.
Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.
Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.
Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.
Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.
Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального.
Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.
Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны.
Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.
Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва.. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.
Классические книги китайской образованности
Книга является сборником древнейшей народной поэзии; содержит также культовые песнопения и, согласно мнению некоторых комментаторов «Книги перемен», мистическое объяснение происхождения племен, ремесел и вещей.
Книга истории– известна также как Шан шу– является собранием официальных документов, описаний исторических событий.
Книга порядка (Ли шу IV–I вв. до н. э.) включает три части: Порядок эпохи Чжоу (Чжоу ли), Порядок церемоний (И ли) и Записки о порядке (Ли цзи).Заключает в себе описание правильной организации, политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности.
Книга весны и осени вместе с комментарием Цзо является хроникой государства Лу (VII–V вв. до н. э.), впоследствии служила в качестве образца и меры для решения этических и формально-литературных вопросов.
Книга перемен является наиважнейшей. В ней содержатся первые представления о мире и человеке в китайской философии.
Школы Древнего Китая.
Конфуцианство- получило название по имени своего основателя, чиновника при императорском дворце Конфуция. Главным в жизни человека являлось благородство, гуманизм, и строгое соблюдение ритуалов и правил поведения. К. считал ,что управление государствами при помощи строгих законов и наказаний приводят к тому, что народ будет уклоняться от наказаний, не испытывать стыда за поступки.
Даосизм- Основатель учения архиварус Лао-Дзы. В основе понятия лежит понятие Дао. Оно многогранно. Это всемирный закон, бесконечное движение, всеобщее единство. Дао-начало всего в мире и конец. Главная задача: достижение слияния с Дао. Что бы достичь этого слияния, необходимо жить и действовать осознанно, по законам мироздания. Если действовать наоборот ,это приведет к неудачам или же гибели.