Первоначально понятие было введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им дляГосдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Поэтому речь у него идет преимущественно о стереотипизации в понимании представителей различных культур.
Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.
В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.
Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладнымхарактером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) имеждисциплинарностью.
Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивноймиграции.
Типы коммуникаций: По количеству участников и расстояния между ними:
- межличностная (малая группа, в том числе семья) – минимальное количество участников, непосредственные отношения. Характер общения зависит от сокращения или увеличения расстояния.
- межгрупповая/внутригрупповая – расстояние больше, как и количество участников общения
- профессиональная (при бизнесе)
- массовая (через средства массовой коммуникации)
- межкультурная (между разными культурами, включая всё предыдущие, извлекаемые электронными средствами коммуникации)
При функциональном подходе:
- информативная
- коммуникативная
- аффективно-оценочная (чувства, мнения)
- рекреативная (информация для отдыха, в игровой форме)
- убеждающая (между людьми разных статусов, идеологические установки)
- ритуальная (традиции, обычаи)
По использованию языка:
- вербальная
- невербальная
невербальные средства общения:
- кинесика (мимика, взгляд, жесты, поза)
- просодика (голосовые и интонационные средства)
- такесика (прикосновения)
- сенсорика (чувственное восприятие, проявление ощущений)
- проксемика (пространственная структура общения)
- хронемика (временная структура общения)
функции невербального общения:
- невербальное общение дополняет вербальное
- невербальное общение противоречит вербальному
- невербальное общение заменяет вербальное
- невербальное общение служит регулятором вербального
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ
процесс и результат приспособления социальных групп и отдельных индивидов к изменяющимся природным и социальным условиям посредством изменения форм социокультурной организации и регуляции, социальных и культурных институтов общества, механизмов трансляции социального опыта, парадигм мышления в рамках системы ценностей данной культуры, интернализированных личностью или группой. Границы адаптивного поведения при этом заданы пределами существования данной культуры. С. а. включает в себя социальную адаптацию (т. е. социализацию) и культурную адаптацию (процесс и результат приспособления к официальной, нормативной культуре). С. а. важна не только для людей, меняющих среду своего обитания, но и для коренных жителей той страны или региона, где происходят парадигмальные изменения в социокультурной сфере. Механизм С. а. на уровне личности представляет собой последовательное взаимовлияние следующих процессов: 1) отображение состояния условий жизнедеятельности в сознании человека; 2) оценка изменения этих состояний; 3) соотношение оценки с ожиданиями и жизненными планами человека; 4) внутренние и поведенческие аффекты, возникающие вследствие взаимодействия объективных тенденций условий жизнедеятельности с субъективными оценками и ожиданиями (например, переживание дискомфорта (вплоть до шока) от осознания огромности дистанции, отделяющей ожидания от наличной социальной действительности); 5) возникновение защитной реакции (в которую можно включить даже фазу апатии, сопровождающуюся автоматизмом реакций и ухудшением памяти); 6) принятие решения. Решение — это точка бифуркации, из которой возможны два выхода: неприятие требований социокультурного окружения вплоть до агрессивных форм поведения, или преобразование, внутренняя подготовка себя для реализации скрытых потенций, позволяющих полноценно включиться в жизнь общества или социальной группы. В последнем случае происходит формирование и осмысление индивидом своей социокультурной принадлежности и роли. Принятие и реализация решения — это важнейшие фазы С. а., в которых осуществляется соотнесение последствий решения с ценностями данной культуры, интериоризованными субъектом. Весь этот цикл процессов сопровождается психологическими переживаниями, а завершается либо реальной, активной, целенаправленной деятельностью человека, либо пассивным ожиданием изменения объективных условий жизнедеятельности, которое в пределе может закончиться угасанием волевых свойств личности.