Л.Н. Гумилёв в своей теории этногенеза пытается дать объяснение различным этническим феноменам с точки зрения ландшафта. По мнению автора «этническое многообразие легко объяснить адаптацией людей в разных ландшафтах: в разных климатических условиях географической среды образуются разные этносы и разные культурные традиции». Автор ввёл в научный обиход новый термин пассионарность, с позиций пассионаронсти этносов он рассматривал процессы происхождения и развития этносов в этногенезе.
Пассионаронсть – это характерологическая доминанта, необратимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). По мнению автора пассионаронсть возникает в результате массовой мутации, или путём передачи по наследству. В качестве примеров исторических личностей Л.Н. Гумилёв приводит: А. Македонского, Тэмуджина, Яна Гуса.
Рассматривая процесс взаимодействия этнических групп, автор рассматривал причины добрососедских и воинственных взаимоотношений. Л.Н. Гумилёв предположил, что на формирование и взаимодействие этносов влияет феномен этнической комплиментарности. Комплементарность – это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т.е. положительная и отрицательная комплементарность. По мнению автора, вне зависимости от расового состава, от культурных связей, от уровня развития возникают некие моменты которые позволяют установить дружественный этнический контакт, а в других — он становиться нежелательным или враждебным, вплоть до кровопролития.
Помимо ландшафта и комплиментарности важной составляющей этнической целостности является стереотип поведения. Стереотип поведения — в пассионарной теории этногенеза, система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение посредством сигнальной наследственности, специфичная для каждой этнической системы. По мнению Л.Н. Гумилёва стереотип не является неизменной величиной и в зависимости от фазы этногенеза в нём может меняться. Стереотип поведения этноса имеет внутреннюю структуру, включающую строго определенные нормы отношений:
1. Между коллективом и индивидом; 2. Индивидов между собой; 3. Внутриэтнических групп между собой; 4. Между этносом и внутриэтническими группами.
Стереотип поведения также включает навыки адаптации в ландшафте и нормы отношения к иноплеменникам.
По мнению автора, существуют определённый этапы в развитии этносов, каждый из этапов привносит в жизнь этноса новый стереотип поведения, в процессе своего развития происходит процесс «старения этноса» заканчивающийся гомеостазом. Процесс этногенеза состоит из девяти фаз:
1. Толчок или дрейф – появление пассионариев. 2. Инкубационный период – рост пассионарности, данная фаза может быть отражена в мифах; 3. Подъём – бурный рост пассионарности, как правило сопровождается борьбой и расширением территорий; 4. Акматическая фаза – увеличение могущества этноса; 5. Надлом – резкий спад пассионаронсти, размежевание этноса; 6. Инерционная фаза – спад пассионаронсти до уровня нормы, процветание этноса; 7. Обскурация – спад пассионаронсти ниже уровня нормы, упадок и деградация; 8. Агония – если этнос не сумел войти в гомеостаз происходит распад этноса; 9. Гомеостаз – существование этноса в равновесии со средой.
Процесс этнической идентичности Л.Н. Гумилёв рассматривает в рамках консорций и конвикций. Консорция – группа людей, объединённых одной исторической судьбой. Конвикция – группа людей с однохарактерным бытом и семейными связями. Задачами консорций и конвикций автор видит в поддержании этнического единства путём внутриэтнического неантагонического соперничества. Говоря о конвиксиях автор приводит примеры землепроходцев и старообрядцев, породивших поколение стойких сибиряков. По мнению Л.Н. Гумилёва история этносов, это история их взаимодействия.
Структура этносферы в России
Не смотря на то, что теория этногенеза не была целиком принята научной общественностью, термин пассионарность прочно вошёл в обиход различных областей научного знания. Работая в рамках евразийской концепции, Л.Н. Гумилёв предложил одну из самых красивых теорий взаимодействия этносов, описав её в своих потрясающрих трудах.