пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

10. Проблема периодизации культуры. Понятие европоцентризма.

В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

___________


  1. В культурно-исторической периодизации конца XVIII-XIX веков А. Фергюссон, Л. Г. Морган, а за ними и Ф. Энгельс делили историю человечества по уровню развития материальной культуры и социальных отношений на три этапа: дикость, варварство, цивилизация.
  2. В археологической периодизации ранняя история и культура человечества делятся на три основных стадии - каменный, бронзовый и железный век. (При этом дикости соответствует большая часть каменного века, варварству - период с конца каменного и по начало железного века, цивилизация приходится на железный век.)
  3. Формационный (марксистский) подход, как известно, насчитывает пять культурных эпох, или социально-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Они различаются по ведущему способу производства и соответствующим ему производственным отношениям. Но культура шире, чем социальные отношения, выводимые из производства и экономики в целом; к тому же и эта пятичленная формула для самого К. Маркса не была исчерпывающей: он говорил также об азиатском способе производства с присущими ему особенностями.
  Причем, на момент создания этой концепции исторически состоявшимися можно признать только первые четыре формации, а пятая была и остается гипотетической (предполагаемой).
  4. Некоторые исследователи выделяют три основные культурные эпохи в истории человечества, различающиеся по способу кодирования информации и типу знаковой деятельности:
  1) дописьменная, или традиционная, эпоха, которой присущ некодифицированный текст (язык жеста, ритуала, культа, обряда, танца, членораздельная речь, изустный миф, наскальные изображения — петроглифы), создаваемый на основе двигательно­речевых функций и художественных способностей человека.
  Начало этой эпохи теряется в глубине тысячелетий, поскольку религиозные обряды и искусство возникли на рубеже верхнего (позднего) палеолита около 40 тыс. лет до н. э. Членораздельной речью, возможно, обладали уже архантропы (древнейшие люди), появившиеся 1,6 млн лет назад, а дозвуковая жестовая коммуникация (кинетическая речь) зародилась еще раньше. Верхняя граница эпохи — конец 4-го тыс. до н. э.
  Добавим, что эту эпоху можно назвать также доисторической, так как принято считать, что история начинается тогда, когда появляются письменные памятники, т. е. когда люди стали записывать факты истории;
  2) письменная эпоха, основу которой составляет книжность, существует с конца 4-го тыс. до н. э. по настоящее время. Главное ее достояние - исторически совершенствующийся письменный текст-источник (пиктография, идеография, в том числе клинопись, иероглифы, научные формулы; слоговое и алфавитное письмо), зафиксированный надолго ручным или машинным (типографским) способом на материальном носителе-памятнике (камне, глиняной табличке, папирусе, бересте, пергаменте, шелке или бумаге);
  3) экранная эпоха находится в процессе формирования. Ее отличают подвижный видеоряд на экране или компьютерном дисплее, «мягкий», легко трансформируемый текст-изображение, создаваемый при помощи луча света и кинопленки или электронным способом. У истоков экранной эпохи — изобретенный в 1895 году братьями Л. Ж. и О. Люмьер кинематограф, развитие электронного телевидения при участии русского эмигранта в США В. К. Зворыкина в 1930-е годы и начало компьютеризации на основе радиоэлектроники в 40-50-е годы XX века. Дальнейшее развитие компьютерной культуры - необходимое условие перехода к информационному обществу.
  Периодизация мировой культуры:
  1) архаическая культура первобытного мира (2,5 млн - 3 тыс. лет до н. э.);
  2) культура аграрных цивилизаций Древнего Востока (4-е тыс.- IV век до н. э.);
  3) античная культура Древней Греции и Рима, включая крито- микенскую культуру (3-е тыс. до н. э.- V век н. э.);
  4) культура Византии и европейского Средневековья (IV- XVI века), включая эпоху Возрождения (конец XIV - начало XVI века) и Реформации (XVI век);
  5) европейская культура Нового и Новейшего времени (XVII- XX века), включая эпоху классицизма (XVII век), Просвещения (XVIII век), буржуазной модернизации и интеграции мировой культуры (XIX-XX века).
  Периодизация русской культуры:
  1) культура Древней Руси и русского Средневековья (IX- XVII века), в том числе культура Киевской Руси, периода феодальной раздробленности, Московской Руси;
  2) русская культура Нового времени (XVIII - первая половина XIX веков);
  3) культура России периода буржуазной модернизации (вторая половина XIX - начало XX века);
  4) культура Советского общества (1917-1991) и Переходного периода (конец ХХ - начало XXI века).
  Следует отметить, что в силу более позднего оформления государственности и церкви, в результате монголо-татарского нашествия и по другим причинам многие культурные эпохи в нашей стране наступали и завершались позднее по сравнению с историей мировой культуры (например, русское Средневековье, Новое и Новейшее время). Некоторые отсутствовали вовсе или их существование представляется спорным (русское Возрождение).
  Культуре присущи собственные законы функционирования. Эти законы помогают объяснить изменения, происходящие в культуре, которые нельзя объяснить одними социальными причинами.

_____

Европоцентризм — культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно к-рой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Уже в Др. Греции разграничение Востока и Запада стало формой противоположности варвара и эллина, «дикости» и «цивилизованности». Такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского, что сформировалось со временем в одну из традиций, унаследованных социальной практикой и духовной жизнью послеантичной Европы. Возвеличение Запада прослеживается в европ. сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, Великие геогр. открытия, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны — все это, в конечном счете, воплощенные в реальных истор. деяниях проявления европоцентрист. точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их истор. укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единств, и безоговорочную ценность, противостоящую «неправильности» и «неразвитости» вост. мира. В раннее ср.-вековье, когда экон., полит, и культурные связи Европы с остальным миром резко ослабевают, а важнейшим фактором духовной и полит, жизни становится христианство, Восток в сознании европейца закономерно отодвигается на задний план как нечто отдаленное и сугубо экзотическое. Восходящая к эпохе Просвещения вера в прогресс человеч. знаний укрепляла представление об однонаправленном движении истории. Внеисторически понятая «разумность» в противовес «заблуждениям» и «страстям» рассматривалась просветителями как универсальное средство совершенствования об-ва. Прогресс мыслился ими как постепенное проникновение европ. цивилизации во все регионы мира. Если Гердер усматривал в восточном мире воплощение патриарх., идиллического начала, то Гегель уже пытался поставить вопрос, почему вост. народы ушли от своих человеческих истоков, остались в изв. мере за пределами магистральной линии истории. Этот подход к оценке обществ, развития в дальнейшем стал вырождаться в апологетическую, по своей сути, «прогрессистскую» концепцию с характерным для нее представлением о науке (а затем и о технике, информатике) как об оптимальном средстве разрешения любых человеч. проблем и достижения гармонии на путях устроения рационально проектированного порядка. Сложившееся еще в филос. классике возвеличение разумного, рационального, «эллинского» начала в противовес аффектированности, стихийности и эмпиричности иных культур, а также возникшее позднее стереотипное представление о технич. цивилизации, активно содействовали формированию разл. совр. сциентистских иллюзий. Они, в частности, нашли опору в разработке М. Вебером принципа рациональности, осн. принципа в его философии истории. Именно М. Вебер наиболее последовательно рассматривал рациональность как истор. судьбу европ. цивилизации. Он пытался объяснить, почему формальный разум науки и рим. права превратился в жизненную установку целой эпохи, целой цивилизации. Постепенное «расколдование» мира, вытеснение из мышления, из обществ, сознания магических элементов, с одной стороны, а с др. — все большее постижение последовательности и постоянства явлений, — вот те идеи, которые берут у Вебера совр. философы, осмысливающие феномен Е.


хиты: 370
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь