Ценности имеют большое мировоззренческое значение. Основная задача аксиологии – философском учении о ценностях – состоит в определении природы, места, возможностей ценностей в общей структуре бытия и выявлении их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира.
Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в обществе. Утрата же ценностных ориентиров оборачивается для общества угрозой распада и дезинтеграции. По содержанию ценностей можно судить об обществе в целом.
В философии выделено два этапа в формировании аксиологических знаний. Первый этап с античных времен до 18 века, характеризуется нерасчлененностью бытия и ценности. Этические, эстетические, религиозные ценности непосредственно включались в понятие реальности. Во втором этапе происходит выделение ценности из существующей реальности, таким образом, происходит выделение предмета, представляющего ценность и субъекта, носителя ценностного отношения, установки, а также нормы, что являлось ориентирами деятельности человека и показателями ценностного отношения к миру.
Марксизм предлагает толкование ценности согласно классовым интересам, а также в социально-историческом и экономическом контексте. Во-первых, ценностное распознавание предмета занимает определенное время. Этот процесс может развиваться по трем вариантам:
- ценностное содержание предмета может нарастать; 2)углубленное познание может опровергнуть первоначальное
представление о ценности предмета; 3) ценность предмета подтверждается по основным параметрам, но получает некоторые негативные моменты.
Во-вторых, ценностные ориентации индивида, группы или общества в целом могут принимать характер заблуждения ввиду определенных идеологических, догматических стереотипов.
Следует особо отметить, что ценности носят многообразный характер, наиболее полная классификация выглядит следующим образом:
1. Ценности экзистенциальные (текущего бытия человека, обусловленные поддержанием жизни и комфорта) и эссенциальные (вытекающие из родовой сущности человека, например, общение).
2. Ценности наличные (реализованные) и идеальные (перспективные).
3. Ценности желательные и нормативные (определенные законом, правом, моралью).
Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека и служит удовлетворению его потребностей и интересов. Большое значение в формировании ценностных суждений принадлежит нормам, которые придают потребности человека социальную форму. Норма – это общепризнанное правило, образец действия или поведения, благодаря которым человек оценивает свои потребности. Бытие ценности неотделимо от оценки. Оценка – это определение субъектом социальной значимости явлений для своей жизнедеятельности, которая оказывает влияние на все стороны жизни человека и находит выражение на чувственном и рациональном уровнях.