Культура (в пер. с лат. возделывание, уход, развитие, почитание) – это совокупность искусственных объектов (идеальных или материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих специфическими закономерностями.
Первоначально под культурой понимали возделывание земли, изменение природы, затем, вплоть до эпохи Возрождения, с культурой связывали городской уклад жизни, и только Ренессанс определил культуру как признак личного совершенства, и культура стала отождествляться с духовной деятельностью человека.
Содержание культуры включает в себя систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирование человека, способного усвоить опыт предшествующих поколений и использовать его для создания нового.
В содержании культуры в качестве важнейших можно выделить следующие элементы:
1) субъект культуры – это индивид, социальная группа, общество в целом. Культура выражает характеристику социальных качеств человека, меру развития его познавательных способностей, знаний, эмоций, эстетического вкуса, творческих способностей, стремления к совершенству и красоте, в том числе и нравственной. Субъектами культуры, как уже отмечалось выше, могут быть и группы. Под групповой культурой понимают национальную, поселенческую и профессиональную культуры.
Возникновению же массовой культуры способствовало развитие средств массовой коммуникации, что повлекло за собой вульгаризацию всех областей искусства и популяризацию безнравственности, свободы и материального благополучия, формирование идеала человека-потребителя.
Мерой социализации человека считается индивидуальная культура, так как о человеке и обществе в целом можно судить по тому, как реализуется творческий потенциал каждого и каково в этом случае общественное сознание.
2) культурная деятельность, регуляторами которой выступают мотивы, идеалы, ценности, и под культурой понимается процесс создания ценностей, процесс одухотворения потребностей человека.
3) предмет культуры – это опыт предшествующих поколений в духовной сфере, способы и программы деятельности. Духовная культура неразрывно связана с материальной, что выражается в том, что идея воплощается в материальной форме, в виде произведений искусства, символов, языка.
4) межкультурная коммуникация. К ней относятся вербальные и невербальные средства передачи информации: к вербальным относят язык, а так же языки науки, религии и т.д. К невербальным – жесты, мимику, одежду, благодаря которым человек транслирует, воспринимает предметы культуры.
Как общественное явление культура выполняет многочисленные функции:
- информативную – является средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов;
- нормативную функцию – создает нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека;
- человекотворческую, человек становится личностью в процессе овладевания культурой. Культура же создает специфические механизмы, которые обеспечивают регуляцию поведения человека;
- адаптационную функцию, которая выражается в способности приспосабливаться к изменениям, происходящим в общественной жизни.
Итак, культура является связующим звеном между природой и обществом, основой соединения которого является человек как субъект деятельности, познания и общения.
А)Арнольд Тойнби (1889 - 1975 гг.): английский историк и социолог, его работа - 12 томный труд «Постижение истории». Основные идеи концепции:
1. Тойнби рассмотрел цивилизации как основные единицы исторического процесса. Цивилизации– это различные типы общества, выступающие как относительно самостоятельные культурные миры.
2. Разработал концепцию круговорота локальных цивилизаций
Б)Согласно П.Сорокину, каждая культура тяготеет к единству ее элементов (хотя никогда не достигает полного единства). Единство базируется на неком "общем принципе" или "доминирующей ценности". Доминирующая ценность находит свое выражение во всех сферах культурной и социальной практики.
Основным принципом культуры в концепции Сорокина оказывается отношение к миру. Сорокин различает три типа культуры: идеациональный, идеалистический и чувственный.
В) Шпенглер считал, что не существует единого мирового культурно-исторического процесса.Реальная история – это смена отдельных замкнутых и взаимонепроницаемых культур, которые между собой не взаимодействуют, а потому нет преемственности в развитии, а значит, нет культурного прогресса. Человечество в культурном отношении не развивается.
Г)Хотя каждый культурно-исторический тип рождается, живет, расцветает и умирает самостоятельно, но развитие культурно-исторических типов подчиняется нескольким общим законам.
Первый закон требует наличия языка, объединяющего народ, или группы схожих языков, объединяющих семейство родственных народов, т.е. Данилевский говорит о существовании двух видов культурно-исторических типов — монолитных, созданных одним народом, и составных, образованных несколькими родственными по языку народами.
Второй закон подчеркивает обязательность политической независимости, наличия собственного государства у данного народа или группы народов.
Первый и второй законы говорят об условиях выделения культурно-исторических типов, являются признаками положительных народов.
Третий закон фиксирует самобытность культурно-исторических типов, невозможность передачи достижений одной цивилизации другой. Все попытки навязать свою цивилизацию другим народам, считает Данилевский, не имели успеха.