пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Четвёртый семестр:
» Физическая химия
» ПАХТ
Третий семестр:
» Философия
» Механика

51. Общество как объект философского исследования. специфика социальной философии.

      Исследования общества  сопровождается значительными трудностями, вследствие сложности его системы. Общественная жизнь достаточно динамичная и существует множество факторов, влияющих на ход исторического процесса. Даже в случае выявлений каких-либо общих закономерностей в данном процессе, установленный и описанный миропорядок будет иметь отличия и свою специфику в каждом конкретном случае, применительно как к конкретному этносу, так и к конкретному времени.
      Тем не менее, интерес к общественной жизни сохраняется на протяжении веков и изучается различными науками – социологией, историей, правоведением, этнографией, культурологией, экономической теорией.
      Понятие «общество» произошло от латинского глагола, означающего соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное понятие «социальный» - связанный с союзом и сотрудничеством.
      В античной философии возникновение общества объяснялось естественной потребностью людей в совместной жизни. В этой связи интересны идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
      В средневековье на смену понятию «общество», приходит понятие «государство», сущность и структура которого рассматривалась с исключительно христианских позиций.
      Представления об обществе как самостоятельной сфере бытия, которое обладает собственными характерными чертами существования, отличными от существования природы и человека сформировалось только в Новое время. Тогда были преодолены узкоантропологические проблемы, а так же доминирование либо этических, либо политических, либо экономических аспектов в исследовании общества.
      Только в 18 веке история общества стала рассматриваться не как простая последовательность событий, а как закономерное течение взаимообусловленных процессов.
     С начала 19 века общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Г.В.Ф. Гегеля, который рассматривал общество как сферу всестороннего переплетения зависимостей. Тогда же возникла особая наука – социология, основоположником которой был О. Конт, отстаивавший необходимость объективности социальных исследований. Он разделил социологию на две части: в первой части изучались законы и условия функционирования социальных систем; во второй части – законы развития и изменения общества. О. Конт выделяет такие важные институты как семья, религия, государство. Им были сформулированы три основные стадии общественного развития: теологическая (с древних времен до 13 века), метафизическая (с 14 века по 18 век) и позитивная (с 19 века).
     Широкое распространение получили теории К. Маркса и Ф. Энгельса, которые выделили экономическую составляющую  жизни общества как доминантную и определяющую дальнейшее  его развитие. Высказали идею о том, что все компоненты общества определяются материальными производственными отношениями, составляющими экономическую основу общества. На этой основе формируется конкретно-исторический тип общества, который         К. Маркс определил как общественно – экономическая формация. Смена общественно - экономических формаций рассматривалась как естественный исторический процесс. Каждая новая формация, новое общество является результатом классовой борьбы. Выводом стало то, что история всех существовавших  обществ была историей борьбы классов.
      Э. Дюркгейм, В. Виндельбанд и П. Риккерт связывали  понимание общества с теорией ценностей, в которых они видели важнейший определяющий фактор.
     Обществом является автономная сфера бытия, которая развивается по своим собственным законам.  Структура общества состоит из совокупности социальных факторов, причем существование тех или иных факторов настоящего определяется предшествующими факторами. Взаимодействие элементов социальной среды (семья, профессиональная группа) как раз и порождают различные социальные явления.
      Э. Дюркгейм отмечает тесную связь личности и общества. Деградация общества непременно влечет за собой деградацию личности. Причиной классовой борьбы он считает нарушение справедливости в обмене благами и услугами, что неминуемо приводит к неравенству.
     Философское исследование общества направлено на выявление всеобщего в историческом процессе и создание методологических оснований исторической науки.
Предмет и специфику социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях.
Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности. Назовем основные из них.
1. Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.
2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенден-циях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.
С указанными выше функциями связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук.
Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.
Указанные функции социальной философии проявляются в мышлении человека, если он овладевает философским мировоззрением, теорией и методологией философии. В этом случае он приобретает способность мыслить системно, диалектически, рассматривать общественные явления в их взаимодействии, изменении и развитии. В результате формируется определенная методологическая дисциплина мышления, делающая его строго логическим и четким, что является показателем культуры мышления.
В заключение отметим, что все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. 


24.01.2015; 23:43
хиты: 164
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь