Формами организации и систематизации научного знания являются:
1) Принцип простоты, благодаря которому удаётся выделить наиболее общие и глубокие предпосылки существующего научного знания;
2) Принцип точности, который облегчает проверку гипотез и теорий, ориентируя исследователей на выражение своих результатов в точной количественной математической форме;
3) Принцип выявления минимального числа допущений припостроеии теории,который служит дальнейшим развитием знаменитого принципа У. Оккама, который требует « не умножать сущностей без необходимости»;
4) Принцип переемственности в развитии и организации научного знания и объединения его в единую, целостную систему.
Идеалы и нормы научного объяснения должны способствовать расширению области применения научного закона или теории, т.е. Обеспечить обхват возможно большего количества объяснения фактов. Для этого наука стремится перейти от менее общих законов и теорий к законам и теориям более общим, раскрывающим более глубокие и существенные связи и отношения исследуемых явлений и процессов. Так, например, эмпирический закон в состоянии объяснить отдельные факты, да и то поверхостно. Теоретический же закон может объяснить эмпирические законы и, тем самым отдельные факты. Обычно теоретические законы выступают в рамках определённой системы теоретического знания, обеспечивая тем самым наиболее полное и глубокое объяснение изучаемой области реального мира. Именно по-этому стремление каждой науки к построению целостной системы теоретического знания служит для неё идеалом организации научного познания.
Другими важнейшими идеалами служат адекватность и эффективность полученных результатов. Адекватность объяснения достигается с помощью логических, эмпирических и методологических норм исследования. Логические нормы объяснения требуют, чтобы объясняемый факт был, во-первых, логическим следствием объясняющего его закона, во вторых, тех начальных условий, которые относятся к объясняемому факту. Эмпирические нормы требуют, чтобы все посылки объяснения были истинными. Наконец, методологические нормы должны обеспечивать возможность независимой проверки знания, чтобы убедиться в адекватности объяснения.
Иногда для объяснения вместо законов используются скорее метафоры или иные образные выражения, чем общие теоретические утверждения, допускающие эмпирическую проверку. Так, объясняя успехи исторической личности в проведении общественных преобразований, нередко ссылаются на предопределённую ему судьбу, а достижения той или иной нации пытаются объяснить её исторической миссией и т. п.
Критерии научного знания — это правила оценки продуктов познания на их соответствие стандартам науки.
Непротиворечивость
◦ непротиворечивость относительно отрицания;
◦ семантическая непротиворечивость: теория является семонтически непротиворечивой, если всякая её теорема всегда является истинной.
То есть первое — когда утверждения не противоречат одно другому; второе — не противоречат истине. Ко второму естественно-научная теория стремится, но противоречия в первмом смысле — недопустимы.
Полнота. «С формально-логической точки зрения система считается полной, если:
1) все истинные утверждения, которые формулируются в её языке, могут быть доказаны(семантическая полннота);
2) прис оединение к ней в качестве аксчиомы какого-то недоказуемого в ней утверждения ведёт к противоречию(синтаксическая полнота)»
Опытная оправдываемость означает «принципиальную эмпирическую опробуемость систем знания». Этот критерий имеет две разновидности: верифицируемость и фальсифицируемость.
Эмпирическое подтверждение(верификация). Считают, что если теория имеет наблюдаемые следствия, то решение вопроса об истинности теории сводится к поиску следствия.
Эмпирическое опровержение(фальсификация). Если из теории дедуцируется следствие и на практике следствие не наблюдается, то получаем опровержение этой теории.
Интерсубъективность. «...результаты наблюдений или экспериментов должны быть воспроизводимыми, т. е. Чтобы любой учёный соответствующий области знания мог получить их, а это обозначает, что результаты не должны зависеть от субъекта, т. е. Должны быть интерсубъективными»