Важно отметить, что за данной многосферностью и многоуровневостью обнаруживается единство мира. Вопрос о том, какова природа этого единства неоднократно поднимался в истории философии. Принято считать, что реальную основу всех явлений в их единстве и многообразии образует субстанция. В истории философии существует несколько точек зрения на то, сколько субстанций лежит в основе бытия. Философская позиция, признающая, что в основе всего лежит одна субстанция - материальная или духовная называется монизмом. Материалистический монизм представлен учениями философов Милетской школы, идеалистический - Платоном, который разработал идею о первичности духовной субстанции - «мире идей». Позиция, признающая равноправие двух независимых первоначал называется дуализмом, которая была заложена Аристотелем в его учении о материи и форме и впоследствии классически изложенная Р. Декартом в его учении о равноправии двух субстанций - материальной и духовной. А признание множества самостоятельных и независимых друг от друга субстанций называется плюрализмом, ярким представителем которого является Лейбниц.