Познание природы рассматривалось как нечто греховное и запретное. Предпочтение отдавалось вере, а не науке.
Патристика (с 2 по 8 вв.)- учение отцов церкви.
Начальным этапом патристики была апологетика (апологет - защитник) – защита теологии от материализма
Теология-богословие.
Христианство на этом этапе пытается проанализировать и усвоить античные учения, преодолеть их или адаптировать в новым условиям.
Характерной чертой философии была идея теоцентризма. (Бог в центре мировсего). В основе христианского вероучения лежат 2 важных принципа: идея творения и идея откровения.
Согласно идее творения Бог сотворил окружающий мир из ничего. Бог вечен, постоянен, является подлинным бытием и творческим началом. Сотворенный Богом мир не является истинным бытием, является не постоянным, изменчивым, временным.
Согласно идее откровения мир можно познать познав Бога, единственным способом познать является Библия, которая содержит в себе все истины, необходимые для человека.
Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Августин Аврелий. Августин считал, что жизнь общества это борьба двух противоположных царств: Земного и Божественного. Земное воплощено во власти, армии, законах; оно погрязло в грехах и язычестве, и будет побеждено божественным царством, которое представлено священнослужителями, т.е. людьми близкими к Богу. Философия Августина Аврелия обоснована идея конформизма (смирения с властью и бедностью) и утверждено подчинение государственной власти церкви, а Римского Папы над монархами.
С 9в. начинается второй этап развития христианской догматики – схоластика. Схоластика – рациональное объяснение теологии (богословия).
В схоластике выделяют два основных направления: номинализм и реализм. Эти направления решали вопрос о существовании общих понятий (универсалий). Номинализм и реализм спорили о том, являются ли общие понятия продуктом деятельности мозга, либо же существует самостоятельно. Номинализм (имя) утверждает, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными, представляют собой лишь названия предметов, т.е. только имена.
По мнению номиналистов, реально объективно существуют только лишь отдельные предметы и явления, с их индивидуальными свойствами.
Реалисты (реальный или вещественный) доказывали, что общие понятия по отношению к предметам являются первичными и существующими сами по себе.
Реалисты были представителями идеализма Средневековья. Опираясь на учение Платона, утверждали, что общие понятия являются самостоятельным бытием.
Реализм был основой ортодоксальной.
В 8в. с философским обоснованием абсолютной истинности догматов священного писания с позиции умеренного реализма выступил Фома Аквинский.
Томизм – так называлась философия Фомы Аквинского..
Фома Аквинский учил, что Бог представляет чистую форму – источник всех форм. В решении вопроса о материи и форме Фома придерживалась учения Аристотеля, устраняя из него элементы материализма. Он приписывал форме роль первичного творческого начала. Фома говорил о наличии в мире многих видов форм, в том числе и духовных, таких как ангелы и человеческие души.
Фома Аквинский дал ответ на один из самых сложных вопросов христианской схоластики. Это вопрос об истолковании материи. В христианской философии из-за догмата творения Мира из ничего (креационизм), материя трактовалась , как ложное бытие. Аквинским материя была определена, как «слабейший вид бытия» и церковь получила возможность выхода из сложившегося логического тупика, материя получила оправдание, хотя и не потеряла своего зависимого положения.
Фома Аквинский выдвинул 5 собственных доказательств существования Бога:
1)Движение
2)Причина
3)Случайность и необходимость
4)Степень качеств
5)Цель
В 1878 году учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм (философское учение основанное на идеях Фомы Аквинского).