Эпоха феодального средневековья качественно отличается от античной. Значительные изменения произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры.
Деятельность стала более сложной, опосредованной, многозвенной, многоступенчатой; усложнилась система ее целей, средств и результатов. Технически средневековье более оснащено, чем античность. Для средневекового хозяйства характерно наличие орудий труда, состоящих из многих элементов (плут, охотничьи западни, мельницы, метательные устройства и др.); широко распространен хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев, синтезирующих ручное земледелие и животноводство; разнообразны отрасли домашнего производства, ремесел, лесных промыслов и др.
Качественные сдвиги претерпела и сфера общения людей. Появляется межличностный тип социальных отношений что порождало сословный характер феодального общества. Сословный статус личности определял не только ее место и роль в обществе, ее правовое и имущественное положение, но и ее сознание, мировосприятие.
Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Появляется монотеизм – один бог. Весь мир делиться на Творца и сотворенный мир. С одной стороны человек подобен Богу, а с другой стороны человек греховен и его назначение в жизни это искупление. В Средние века господствует религиозное мировоззрение, знание в это время существовало как побочное явление (т.е. считалось второстепенным). Все знания направлены на постижение Бога.
Появилось книгопечатание, возникают первые университеты и монастырские школы. Схоластика (от лат. школьный), оформившаяся в IX XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в кот-й они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при кот-х сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деят-ю.
В учении Фомы Аквинского (1225-1274) есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, кот-й схватывает не образ предмета, дальше кот-го не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от кот-й бытие происходит». Считает, что знания необходимы.
Средневековье знало семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика; арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Таким образом, средневековый университет это институт, если не церковный, то по крайней мере тесно связанный с церковью. Язык средневекового университета это язык церкви, латынь; Именно арабы внесли большой вклад в развитие науки, особенно математики.