пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вклад аристотеля в развитие античной философии

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля(384–322 до н.э.), родился в семье лекаря, обучался в платоновской академии. Был воспитателем македонского царя–Александра, воспитывался им до 15 лет. Стремление Александром Македонским завоевать весь мир–заложил Аристотель. А.–основатель психологии, систематизировал знания о природе, в первую очередь–проблемы философии как таковой. В 335 году основал школу–лицей. До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших по видимому не являются текстами самого А.. Например "Метафизика" по-видимому представляет составленные слушателями своды различных по времени курсов А. Очень важны для понимания А. его сочинения: "О душе", "Физика", "Категории". Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии теории познания, учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Аристотель–ученик Платона, но по ряду принципиальных во¬просов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объ-яснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадле¬жит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стремил¬ся преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Учение А.- объективный идеализм. Оно сложилось в резкой критики учения П. об идеях. Эта теория(об идеях) несостоятельна по ряду причин: 1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию. 2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение П не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идей быть сущностями ве-щей. 3. Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П. впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью. 4. П. учение о существовании идей, независимых по отношению к вещам чувств мира, приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по П., для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например чел. И кроме соответствующей ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи чел и для находящейся под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще одна- третья- идея... 5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, П. лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения. У Аристотеля идея–это эйдос–вид, форма. Он признавал значимость этого вида, говорил, что форма–активное начало. Идея определяет данную вещь. Форма и понятие идеи у Аристотеля сливаются. Аристотель снимает разрыв между вещью и ее идеей. Форма–активное начало, определяет бытие любой вещи(имело еще божественную значимость). Материя: первая–то, что есть истинная потенциальность(не дает ей определение); вторая- «субстрат», из чего сделана данная вещь. Четыре причины существования вещи: 1) материя, или пассивная возможность становления(из чего сделана вещь)- Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта- бесконечно разнообразная. 2) форма- сущность бытия, действительность того, что материи дано- Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса. Эйдос(идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 3) начало движения; если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи. 4) цель(цель существования вещей–бог) Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения- специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Общая формулировка четырехпринципной структуры- вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением. Учение о форме и четырех причинах. Аристотель–вели¬кий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огром¬ный потенциал, Аристотель развил собственное философское уче¬ние. Выше мы видели, что Платон встретился с большими труд¬ностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремил¬ся разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на форму. Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю(субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя–это бронза, а форма–очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя–это кости и мясо, а форма–душа. Для животного формой является животная душа, для расте¬ния–растительная душа. Что важнее–материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Ари¬стотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме ин¬дивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть глав¬ная причина бытия. Всего причин четыре: формальная–сущ¬ность вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целе¬вая–во имя чего совершается действие. Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя–это возможность бытия, а форма есть осу¬ществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадле-жит уму человека. Выходит, что форма–это сущность и отдель¬ного единичного предмета, и понятия об этом предмете. Аристотель как первооткрыватель динамизма и телеоло¬гии. В своих суждениях о материальных причинах Аристотель во многом повторял Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, учивших, что в основе всего находятся материальные субстанции. В учении о форме Аристотель существенно перера-ботал концепцию идей Платона. Еще более оригинален был Ари¬стотель в развитых им концепциях динамизма и цели. Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уде пять первостепенное внимание динамике процессов, движению изменению и тому, что за этим стоит, а именно переходу возможности в действительность. Динамизм Аристотеля знаменует собой появление нового образца понимания. Во всех случаях требуют уразумения механизмы происходящих изменений и причины, обусловившие эти изменения. Надо определить источим движения, его энергетическое начало, те силы, которые обеспечили движение. Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, при чем содержательнейшим образом, проблема цели. Цель–по-гре¬чески телеос. Исходя из этого учение о цели называют телеологией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Гла-венствующая наука та, «которая познает цель, ради которой над¬лежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной ин¬станцией поступков людей оказываются их цели, целевые при¬оритеты. Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его дея¬ний и общества. Последняя реальность–бог. Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Намно¬го более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма нежи¬вых предметов–растительная форма–животная форма–фор¬ма(душа) человека. Это сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи ослабевает, а формы–возра¬стает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть чистая фор¬ма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этот шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необ¬ходим. Почему? Потому что тем самым мы обнаружили перводвигатель всего, а значит, принципиально объяснили все мно¬гообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и красивое, притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая, фи¬нальная причина. Бог Аристотеля–это перводвигатель. Это еще и ум. Поче¬му ум? Аристотель рассуждает по аналогии: что главнее всего в ду¬ше человека? Ум. Бог же есть сплошное совершенство, потому он тоже есть ум, но более развитой, чем человеческий. Бог не¬подвижен. Как источник движения он не имеет причину движе-ния, ибо нам пришлось бы за одной причиной движения откры¬вать другую и так далее, без конца. Бог–конечная причина движения; само это утвер-ждение имеет смысл, если считать бога не¬подвижным. Итак, бог умственно совершенен, он источник вся¬кого движения, неподвижен, не имеет истории, значит, вечен. Бог Аристотеля бесстрастен, он не принимает участия в делах лю¬дей. Бог–великолепный ум. Если человек по-настоящему воз¬желает быть похожим на бога, то ему в первую очередь надле¬жит развивать свой ум. Аристотель–основатель логики. В трудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. По сути, имен¬но Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде са-мостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как на¬уку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти зако¬ны в четкой и ясной постановке. Аристотель гордился своим учением о силлогизме(букваль¬но: о сосчитывании высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе–особенное, третье–вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуж¬дение: (1) Если все люди смертны (2) И все греки–люди, (3) То все греки смертны. Этика Аристотеля. Что такое счастье? Для Аристотеля эти¬ка в отличие от физики и математики есть практическая наука. Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля–это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это непочести и успех и не богатство, а совпадение добродетели че¬ловека с внешней ситуацией. Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудо¬стью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродете¬ли: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность. Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реаль¬ность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетани¬ем всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ни- 1 чего слишком...». Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество–середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость–середина между расточительно¬стью и скупостью и т.д. Политология Аристотеля. В своих политических воззрени¬ях Аристотель во многом повторяет Платона. Формы государ¬ственного устройства Аристотель делит на правильные(дости¬гается польза для всех) и неправильные(имеется в виду лишь польза для некоторых). Правильные формы Число правящих Неправильные формы Монархия Один Тирания Аристократия Богатое меньшинство Олигархия Полития Большинство Демократия Аристотель критически относился к демократии, ибо счи¬тал, что ее принципами являются неоправданная свобода и ни¬щета, в том числе духовная.


28.04.2015; 18:09
хиты: 116
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь