Задача историков, а также антропологов состояла в том, чтобы попытаться выявить различные эволюционные стадии в истории каждого общества. Греческое общество не подлежало исключению, наоборот, оно обычно иллюстрировало первый исторический переход от племенного общества к государству. Так, в своем труде «Древнее общество» Льюис Генри Морган писал: «Можно принять в качестве предпосылки, что все формы управления сводятся к двум главным планам, причем слово «план» используется в его научном смысле. В своей основе они оба фундаментально различаются. Первый по времени основывается на личностях и на чисто личных отношениях; его можно отнести к обществу. Род является единицей этой организации, причем в архаический период он порождает последовательные стадии интеграции – род, фратрия, племя и конфедерация племен, которая образует народ или нацию. Как таковой ... был существенной универсальной единицей организации древнего общества; и он сохранился у греков и римлян после вступления в цивилизацию. Второй основывается на территории и собственности, и его можно отнести к государству... Политическое общество основывается на территориальном принципе и имеет дело с собственностью, а также с индивидами посредством территориальных отношений... Оно обложило налогами греков и римлян…, после того как они достигли цивилизации, ... чтобы объявить о начале второго плана управления, который сохраняется у цивилизованных народов до настоящего времени». Здесь важно не только само допущение о том, что греческий полис являлся государством, но и идея дуальности, т.е., мысль о том, что, в принципе, могли существовать только два типа управления: племенное (и безгосударственное, хотя Морган не употребляет этот термин), с одной стороны, и государственное, с другой. В вышеупомянутой цитате появляется еще одна важная дуалистическая идея о том, что государство связано с частной собственностью, а племенное (и безгосударственное) общество – с общиной. Следовательно, если частная собственность и «классовая» борьба обнаружатся в классической Греции, то полис, должно быть, является государством. Третья важная дуалистическая идея Моргана заключается в том, что племя свойственно примитивным обществам, а государство – цивилизациям. Из этого можно заключить, что если греческий полис был цивилизованным, то – являлся государством. Согласно мнению Л.Моргана, именно родовая организация вывела человечество из стадии дикости и привела его к цивилизации. ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ - термин, обозначающий переходную стадию от первобытнообщинных к классовым отношениям и введенный в научный оборот Л.Г. Морганом для обозначения организации власти в древнегреческом обществе на стадии разложения первобытнообщинного строя. Поскольку процесс становления государственной власти происходил в различные хронологические периоды, то и возникновение В.д. датируется по-разному. В Афинах этот период охватывал X-VII вв. до н.э. Наиболее характерными признаками В.д. являются зарождение социальных противоречий в сочетании с появлением на стадии разложения родового строя частной собственности на средства производства и захватом военными предводителями власти в еще сохранившихся родоплеменных советах. Этот термин обозначает социально-экономические процессы и явления, характерные для периода разложения первобытного общества.