пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» психология
» идм 3
» соц-эконом развитие после смуты
» дело патриарха Никона
» закрепощение крестьян
» оценка смуты
» ополчения
» регентство Глинской
» внешняя п-ка Грозного
» внеш. п-ка Василия 3
» Ливонская война
» освоение сибири
» смута 1604-1606
» Вас.Шуйский
» феод.землевладение
» новые черты в хоз. жизни
» соц. стр-ра общества
» соборное уложение
» административно-тер-риальное деление
» гос-тво и его институты
» русское войско
» проблема эволюции
» рпц 17 в
» никон
» раскол
» соловецкое восстание
» международное положение
» национально-освободительная война
» русско-польская и русско-шведская
» русско-турецкая
» присоединение сибири 17 в
» городские восстания
» восстания в пскове и новгороде
» медный бунт
» движение Разина
» архитектура 17 в
» летописание
» просвещение 16 в
» зарождение публицистики
» церковь в 16 веке
» иосифляне и нестяжатели
» архитектура 16в
» культура 17 века
» просвещение 17 в
» публицистика 17 в
» психология 5
» психология 6
» психилогия 8
» психология 12
» психология 16
» психология 18
» идм 1
» идм 4
» идм 5
» идм 6
» идм 43
» идм 42
» идм 8
» идм 10
» идм 11
» идм 13
» идм 14
» идм 15
» идм 16
» идм 17
» идм 18
» идм 21
» идм 25
» идм 27
» идм 28
» идм 29
» идм 30
» идм 31
» идм 32
» идм 33
» идм 34
» идм 35
» идм 36
» идм 37
» идм 38
» идм 47
» идм 48
» идм 40
» идм 39
» идм 26
» идм 49
» идм 50
» идм 24
» идм 2
» идм 22
» вопросы

XVII в. был в России переходным

от эпохи Средневековья к Новому времени. В этот период начинает зарождаться новое отношение к личности, проявляющееся в признании ее самоценности, независимо от официального положения человека в обществе. Все чаще начинает звучать протест против феодальных структур, отождествляемых, в частности, с церковью. В литературе усиливается внимание к индивидуальным особенностям личности, появляется вымышленный герой, принадлежащий не к элите, а к служилым или посадским людям, а иногда даже и к «голым и небогатым». Лицемерие и стяжательство духовенства высмеивались в «Калязинской челобитной» и «Сказании о куре и лисице», несправедливость суда показана в «Повести о Шемякином суде». Неспособность дворянских недорослей к труду разоблачалась в «Повести о Фоме и Ереме». А вот в «Азбуке о голом и небогатом человеке» показан был не только путь «на дно», но и готовность к бунту против своих разорителей. В XVII в. возникают новые литературные жанры: демократическая сатира и стихосложение. Церковный раскол наложил свой отпечаток на литературу. Появляются мемуары, к наиболее известным из них относится «Житие протопопа Аввакума», чьи сочинения очень активно распространялись в среде старообрядцев, где Аввакум, пользуясь непререкаемым авторитетом, почитался как святой. Основоположником стихотворной традиции в России был Симеон Полоцкий (1629-1682). Он переложил на стихи Псалтырь, по которому долгое время учили грамоте. Наследие С. Полоцкого огромно. Он был автором многочисленных проповедей и статей, энциклопедического сборника «Вертоград многоцветный»; возглавляя казенную типографию, осуществлял массовое издание книг по преимуществу просветительского характера. Стихотворная традиция С. Полоцкого была продолжена его современниками Сильвестром Медведевым и Карионом Истоминым. К.Истомин развивал принцип барочного стихотворства, установленный до него С.Полоцким и С.Медведевым. Произведения К.Истомина носили просветительский и религиозно-дидактический характер. Много в XVII в. продолжало выходить и переводной литературы. Некоторые переводы, такие, как «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Еруслане Лазаревиче», превратились в популярные сказки. Реалистическое направление в живописи XVII в. представлено Симеоном Ушаковым (1626- 1686), царским изографом и теоретиком искусства. Он ввел в икону объемность изображения. Ангелов, например, на иконе «Троица» художник написал цветущими, полными здоровья, олицетворяющими не только духовную, но и земную, материальную красоту и жажду жизни. Реализм стал проявляться в том, что при фресковой росписи церквей все больше появлялось «бытовых» сцен, комментирующих библейские сюжеты. Человек на них был представлен деятелем (воюющим, торгующим, строящим), но не созерцателем. На рубеже XVI -XVII вв. появляется и портретный жанр. Первые портреты - парсуны (Ивана Грозного, царя Федора Иоанновича, князя М.В.Скопина-Шуйского) еще близки к иконописным стандартам. Но уже со второй половины XVII в. по западному образцу портреты стали писаться масляными красками по холсту. В них возникало все больше реалистических черт, художники стремились показать индивидуальность портретируемых (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича). Период Смутного времени начала XVII в. в значительной степени сказался на архитектуре. Только с 20-х гг. возобновилась деятельность Приказа каменных дел. Но первоначально общий характер архитектуры мало отличался от образцов предыдущего столетия. Повторялись те же типы сооружений. В 30-х гг. XVII в. был сооружен Теремной дворец для повседневной жизни русских царей. Этот дворец был чуть ли не первым жилым каменным зданием в России, так как для жилья предпочитались деревянные постройки. К архитектурным новшествам этого века можно отнести полихромность фасадов, где большую роль играли поливные изразцы, а также типология деталей: наборные кирпичные наличники окон, боченкообразные колонки и т.п. Подходит к концу вид шатрового зодчества, строительство церквей по этому типу вообще запрещается с середины XVII в. В патриарших грамотах было следующее присловье: «А чтобы верх на той церкви был не шатровый». Одним из последних памятников этого стиля была церковь Рождества Богородицы в Путанках в Москве. Во второй половине века возросло число каменных гражданских построек. Довольно много домов того периода сохранилось в Пскове, чья архитектура отличалась от других частей России тем, что в ней практически отсутствовали украшения. Один из наиболее крупных жилых комплексов Пскова - Поганкины палаты. Развитие мануфактурного производства и торговли требовало строительства как торговых зданий, так и помещений для мануфактур. В 1661 - 1665 гг. в Москве строится Гостиный двор в Китай-городе. А вот Гостиный двор в Архангельске строился по чертежам, присланным из столицы. Знаменитая Сухарева башня в Москве (Сретенские ворота Земляного города), изначально не носившая оборонного значения, была построена как помещение для гарнизона. Новое направление в архитектуре, возникшее в конце XVII в., получило название московское барокко, или нарышкинский стиль. Оно объединило в себе традиции русского белокаменного узорочья с новыми веяниями европейской архитектуры, пытаясь как бы восполнить функции Возрождения на Руси. К наиболее выдающимся памятникам этого направления относится церковь Покрова в Филях, отличающаяся безукоризненностью пропорций и тонкой прорисовкой деталей. Есть также церкви этого стиля в Троице-Лыкове и Уборах. Их характеризует ярусность, массивный объем на высоком подклете, увенчанный несколькими главами. Прекрасные церкви были построены по заказу купцов Строгановых, одна из них сохранилась в Нижнем Новгороде. Все большее значение наряду с резьбой по кости и дереву приобретает круглая скульптура. В этом также отразилась борьба за новые реалистические традиции. XVII в. становится переломным и в музыке. Церковь выступает за жесткие каноны церковного пения. В 1652 г. патриархом Никоном во всех соборах вводилось единогласное пение, исправлялись основные певческие книги. Во второй половине века утвердился новый стиль многоголосия - партесное пение. Образцы его были разнообразны: от четырехголосного пения до сложнейших композиций на 24 голосовые партии. Теоретические основы этого пения были разработаны в трактате Н.П.Дилецкого «Мусикийская грамматика». Им была создана и первая в России композиторская школа. Наиболее выдающимися ее представителями были дьяк Василий Титов, написавший более 200 произведений в различных жанрах, а также московский священник Иван Игнатьев. Хотя церковь и запрещала петь «бесовские песни», возникшие на основе фольклора, но именно в этом веке родились шедевры народной сатиры «Камаринская» и «Барыня», истоки которых уходят в скоморошество. В царском дворце и в домах просвещенного русского боярства появляются клавесин, орган, другие европейские музыкальные инструменты; стали создаваться домашние музыкальные капеллы. Музыка занимала большое место и в первом русском придворном театре (1672-1676), для которого из-за границы пригласили музыкантов. Со времен Киевской Руси было известно три вида театра: народный, придворный и церковный. В XVII в. происходит возрождение народного театра: складывается устная народная драма и простейший кукольный театр. Возникает также письменная драматургия, обслуживавшая придворный и школьный театры. При Михаиле Романове Потешный чулан сменяется Потешной палатой, первым театральным помещением в России. Симеон Полоцкий внедряет драматургию церковно-школьного театра. В 80-х гг. XVII в. в России было 15 тыс. церквей и 650 монастырей. Церковь оказывала огромное влияние на развитие культуры. Так, при содействии церкви и государства в 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. В ней изучали древнегреческий язык и латынь, богословие, арифметику, грамматику, географию, астрономию и др. Это было первое высшее учебное заведение в нашем государстве.

хиты: 74
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь