уже существовала единая общерусская летописная традиция, связанная с великокняжеской канцелярией. Летописи велись уже более тщательно, полно, официально и централизованно. Летописи XVI в. почти никогда не «спорят» между собой. Они лишь послушно реагируют на изменения в государственной политике. Кроме того, летописи этого периода значительны по объему, охватывают уже не отдельные земли и княжества, а всю русскую землю. Выделить особенности летописания студенты должны на основе анализа наиболее крупных памятников: Никоновской летописи, Летописца начала царства, Степенной книги царского родословия. Данные летописные своды различаются друг от друга объемом, подробностью, но объединяет их следование официальным идеологическим установкам. Так, Летописец начала царства охватывает небольшой период – с 1533 по 1556 гг. Он освещает две темы: укрепление «самовластья» Ивана Грозного и присоединение Казани. В 60-е гг. XVI в. появилась Степенная книга царского родословия. Это своеобразное литературно-историческое произведение. Она была составлена в окружении митрополита Макария. Ее текст был разбит на 17 «степеней», по которым двигалась история Русской земли. Основная идея – представить русскую историю как деяния святых московских государей и их предков. Настоящей «исторической энциклопедией» XVI в. стал Лицевой свод Ивана Грозного. Этот памятник заслуживает особого внимания не только по причине своего огромного объема, но и потому, что он стал последним общерусским сводом. После него летописная традиция угасла.Тома сгруппированы в относительно хронологическом порядке:Библейская история,История Рима,История Византии,Русская история. Никоновская летопись — крупнейший памятник русского летописания XVI века. Названа по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из её списков.Л. Н. представляет собой обширную компиляцию, в которой использованы различные местные летописцы, повести, сказания, жития святых, записи народного эпоса, архивные документы. Основными источниками Л. Н. были Летописи Симеоновская, Иоасафовская, Новгородская Хронографическая, а также сборник ГБЛ, ф. 173, No 82. Целый ряд известий Л. Н. носит уникальный характер и дошел до нашего времени только в составе этой летописи. Исторический материал подвергся в Л. Н. существенной литературной и идеологической обработке. При этом составитель Л. Н. последовательно проводил идеи защиты имущественных интересов церкви, союза светской и духовной власти, полной поддержки внутренней и внешней политики правительства великого князя Василия III. Кроме того, на страницах Л. Н. нашли историческое обоснование вопросы, которые явились предметом обсуждения церковного собора 1531 г.: о праве монастырей на владение селами, о законности поставления русского митрополита собором епископов без санкции константинопольского патриарха, о борьбе с ересью. Изучение стилистических особенностей редакторских вставок в тексте Л. Н. убеждает в том, что редактором-составителем летописного свода являлся митрополит Даниил (1522—1539 гг.) — крупный писатель, церковный и политический деятель средневековой Руси.