Лишь в середине XVII в. появились положительные тенденции в росте благосостояния страны. В результате распада Золотой Орды стало возможным вовлечение в хозяйственный процесс плодородных земель Черноземья и Среднего Поволжья. Высокая урожайность этих мест дает людям возможность собирать хлеб в достаточном количестве, нужном для пропитания. Растущие из года в год урожаи постепенно дают излишек хлеба, который уходит на продажу в другие, менее плодородные районы страны, позволяя населению тех мест переходить к другим занятиям, соответствующим местным природным условиям. На Руси происходит деление на районы с собственной специализацией. Северо-западные псковские, смоленские, новгородские земли культивируют технические культуры (лен и пр.); северо-восточные ярославские, казанские, нижегородские хозяйства занимаются скотоводством. В перечисленных регионах страны развиваются ткацкий и кожевенный промыслы. Развитие товарно-денежных отношений, растущий обмен промысловых и сельскохозяйственных изделий способствовали формированию внутреннего рынка, процесс развития которого завершился к концу XVII в. Торговля в то время велась в основном на ярмарках, некоторые из которых имели всероссийское значение (Макарьевская под Нижним Новгородом, Ирбитская на Южном Урале, Свенская около Брянска). Развивается мануфактурное производство, где труд был разделен (пока что ручной). Мануфактуры в основном занимались металлообработкой, и в XVII в. их было всего не более тридцати. В процессе налаживания жизни после Смутного времени дворянство все более выдвигается на передний план и представляет собой значительную силу. Государство продолжает в качестве платы раздачу земли служилым людям, а назад после их ухода со службы не отбирает. Поместья начинают переходить в порядке наследования, чем делаются похожими на вотчину. Но такой переход был скорее самоуправным, так как не подкреплялся соответствующими царскими указами. Однако в 1649 г., согласно Соборному Уложению, крестьяне навсегда прикреплялись к своей земле, а соответственно и к помещику. Юрьев день, по которому крестьяне могли покинуть господина, отменили навсегда. Крестьяне как могли сопротивлялись, многие их них спасались бегством на «черные» земли, расширяя тем самым границы государства, отодвигавшиеся все дальше и дальше от центра. Помещикам разрешалось производить сыск беглых и возвращать назад. Но пока закрепощение носило формальный характер и не приобрело тех колоссальных масштабов, каким оно стало позже.