- Проблема происхождения славян
Теории происхождения: 1) Миграционная, 2) Автохтонная.
Миграционные теории:
1. Дунайская (нестор). С территории подунавья началось расселение славян. (сторонники Соловьев, ключевский);
2. Скифо-сарматская теория. Предки славян продвинулись из передней Азии, вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами скифы, сарматы, аланы и роксоланы (Ломоносов, Соболевский)
3. Теория балко-славянской общности.
Предки славян обитали в «квадрате» - верховье – р. Днепр, запад – р. Висла, север – Южная Балтика, юг – северные отроги
Балкан.
Некогда славяне и балты принадлежали к одному поздневропейскому или балто-славянскому языку. И разделение на языки произошло ок. 500 г. до н.э.;
Далее славяне подразделились на 3 диалекта:
· Южные (Болгары, Словене, Македонцы, Сербы, Хорваты);
· Восточные (Украинцы, Белорусы и русские);
· Западные (Чехи, Словаки, поляки).
4. Теория академика Шахматова (Прибалтийская)
Первой прародиной славян был бассейн р. Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне продвинулись на ниж. Вислу. Вторая прародина – ниж. Висла.
5. Школа В.В. Седова. Территория славян на р. Висла. Автохтонные теории:
1. Советская историческая школа. Первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в
исторически известные народы, образующие нации. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию (ассимиляция). При это мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс: дифференциации уже сложившихся раннее крупных этнических общностей.
2. Школа Нидерле. Славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория совр.
Польши, но и Украины и Белорусии.
3. Археологическая школа во главе с академиком Рыбаковым. Гипотеза Днепровской прародины (Чернолесская археологическая культура).
- источники изучения ранней истории славян.
Практически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н. э (чаще всего с IV), т. е. Тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная
этническая общность.
Античные авторы знали славян под различными этническими именами и, прежде всего, вендов. Впервые этот этноним встречается в естественной истории Плиния (середина I в. н. э.), не считая упоминания Геродотом племени энетов, обитавших на Северном побережье Адриатического моря. Плиний называет вендов в числе племен, соседствующих на востоке с группой германских племен – ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, вендами, скифами, гиррами». Скорее всего это были области в бассейне Вислы и, может быть, более восточные земли.
К концу I. в н.э. относятся сообщения о вендах Корнелия Тацита, характеризующего их как довольно большую этническую группировку. Тацит указывает, что венды жили между племенами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации вендов указать не представляется возможным. Трудно сказать к тому же, были ли венды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венды в то время ассимилировались со славянами и получили их имя. И если о вендах Тацита можно спорить, то венды уже более поздних авторов – это несомненно славяне, т. е. с VI в. н. э.
Более значительны сведения о славянах середины I тыс. н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены, наряду с которым упоминаются анты, а Иордан знает и прежнее имя – венды. Византийские авторы – Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий – описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что связано с вторжением славян в пределы Восточно-Римской империи (VI – VII вв.). В сочинениях византийских авторов сообщаются с ведения о разных сторонах жизни и быта славян.
Более существенные сведения для исследования проблемы славянского этногенеза имеются в труде готского епископа Иордана. Его труд позволяет установить связь между славянами и вендами античных писателей. По Иордану венды – суть славяне. Из сообщений видно, что в VI в. славяне заселили широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра.
Информацию о жизни и быте восточных славян дают не только византийские авторы, содержится она и в географических компиляциях крупнейших арабских географов 2-й половиныIX – X вв.: Ибн – Хаукаля, ал-Балхи, ал-Истархи и др.
О славянах повествуют и полулегендарные сведения в скандинавских сагах, в эпосе франков, германских сказаниях. Однако следует иметь ввиду, что содержащиеся в них сведения далеко не безупречны. Они не полны, часто отрывочны, а порой и противоречивы. И в исследованиях истоков исторической жизни славянства только одних письменных источников явно не достаточно.
На помощь приходят современные науки: