1762г «Эмиль или о воспит-ии» Руссо-теор. своб воспит: не учение, а созд-ие условий для самореализации личности. Основа – самообраз-ие. Выбор: чем меньше чел. учить, тем больше он будет знать. Гл. воспит-ль – жизнь. Роль педагога-созд-е усл. самообр. и самообуч. Выступал против осн-х институтов обр. неподдельный интерес-интерес к жизни.;4периода в жизни чел. 0-2 года актив-я общих сил, организма, воспит. голодом, холодом, темнотой одиночеством. 2-12 принцип ест-ых последствий. 12-15 прогулки, экскурсии, самост раб. в поле(нет систем занятий,читать книги нельзя-они содржат знания в чистом виде) В 15 лет читает Дефо-Робинзон Крузо. 15-18л –жизнь в обществе(появ-ся знакомые, приятели). Путешествие 18-20 самостоятельно.
С этого времени в дидактике появ-сь понятие «самообр» Песталоции –последователь – автор теории поэтап обуч-ия. Руссо – теор. своб.воспит-ия: не учение, а создание условий для самореализации личности. Свобод. воспитание-это течение было ярко предоставлено в теорет.работах и практич.деятельности К.И.Вентцеля и С.Т.Шацкого. Они считали, что дети изначально совершенны и нуждаются лишь в совершенствовании своих естественных способностей. Вентцель считал, что личность ребенка нужно уважать, отказаться от любых видов принуждения и построить весь пед.процесс в соответствии с индивид-ми запросами ребенка. Им был выдвинут ряд взаимосвязанных принципов воспитания: самоценность личности, самоценность детства, природосообразность воспитания, признание прав учителя самостоятельно вырабатывать методику занятий в зависимости от особенностей учащихся и т.п. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогом-
гуманистом. Благотворительная деятельность по открытию школ для крестьянских детей. Создание школы свободного воспитания. Резкая критика и отрицание существующей школы. Пропаганда идей свободного воспитания и их реализация в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна». В Яснополянской школе Толстым была предпринята попытка реализовать на практике идеи свободного воспитания. Как теория была претворена в жизнь, свидетельствуют отрывки из журнала «Ясная поляна» (март- апрель 1862 г. ): «Школа помещается в двухэтажном каменном доме. Две комнаты заняты школой, одна — кабинетом. . . (физическим). Предметов - 12, классов - 3, учеников - всех 49, учителей - 4, уроков в продолжение дня от 5 до 7. . . Предметы по расписанию распределяются следующим образом: 1) чтение механическое и постепенное; 2) писание; 3) каллиграфия; 4) грамматика; 5)священная история; 6) русская история; 7) рисование;
8) черчение; 9) пение; 10) математика; 11) беседы из естественных наук; 12) закон божий». «Уроков на дом не задают. . . . Никакого урока, ничего сделанного вчера, он (ученик) не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль
о предстоящем уроке». «Садятся они, где кому вздумается: на лавках, столах, подоконнике, полу и кресле. По
моему мнению, внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя. . . Школьники - люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие такие же потребности, какие и мы. . . Им
весьма легко будет дойти до заключения, что надо подчиниться известным условиям для того, чтобы учиться».
«Учителя составляют планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованию учеников».
Школа М. Монтессори, итальянского психиатра и педагога, основана на теории свободного воспитания.
Деятельность школы направлена на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста путем развития отдельных чувств и органов восприятия в сензитивные периоды (т. е. периоды в развитии ребенка, когда он становится особенно чувствительным к соответствующим данному периоду внешним воздействиям). М. Монтессори сформулировала принцип организации особой воспитывающей и активно формирующей среды, в которой развиваются дошкольники. Ребенку необходимо предоставлять условия для самовоспитания и самообучения. Ввела самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами. Разработала интересный дидактический материал.
К. Н. Венцель - педагог, представитель теории свободного воспитания. Отвергая старую школу, настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития. Организовал Дом свободного ребенка (1906-1907), где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви). Автор одной из первых в мире
«Декларации прав ребенка» (1917).
Реформаторская педагогика (движение нового воспитания) выступала против интеллектуализма в обучении. Сделать школу местом подготовки людей нового типа, разрешить противоречие между узкой специализацией и задачами общего развития стало основной общей идеей всех новых педагогических концепций и направлений: теории свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики (или прогрессивизма) и др. Вслед за традицией «естественного и свободного воспитания» (Ж. -Ж. Руссо) в основе реформаторской педагогики лежал принцип педоцентризма - педагогический процесс должен строиться, исходя из непосредственных интересов детей, заложенных в них потенций, а не по заранее разработанным программам и планам, противоречащим природе развития ребенка. «Новые школы» - платные частные учебные заведения интернатного типа стали лабораторией практической педагогики. Это широко распространенное движение сформулировало требования к школам иного, чем традиционные, типа, соответствующие требованиям класса буржуазии. Здесь применялись «свободные и активные» методы обучения, были хорошо оборудованные лаборатории, обучали ручному труду, было введено самоуправление. Умственное образование давалось не путем накопления знаний, а развивающими мышление методами, осуществлялся индивидуальный, развивающий подход к способностям воспитанников. Образование было направлено на удовлетворение интересов и потребностей учеников. Теоретическое обоснование и практическое создание таких школ осуществляли Сесиль Редди (1858-
1932) - Англия, Герман Литц (1868-1919) - Германия, Эдмон Демолен (1852-1907) - Франция, Адольф Ферьер
(1879-1960) - Швейцария, Овид Декроли (1871-1932)-Бельгия, Александр Нейл (1883-1973) - Англия и др.Рубеж XIX-XX в. в. дает яркий спектр педагогических концепций и образовательных проектов, которые стали основой альтернативных педагогических движений в разных странах, дали импульс развитию гуманистической педагогики сегодняшнего дня и могут служить фундаментом для формирования новых направлений педагогической теории и практики. \