Цицерон
Семья Цицерона принадлежала к сословию всадников, обладала материальным достатком, но на политической арене никогда не фигурировала, поэтому Цицерон для всех был «новым человеком».
Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать своим сыновьям хорошее образование. У Цицерона были выдающиеся учителя в правоведении, философии, литературе. Кроме того, юный Цицерон слушал самых знаменитых ораторов того времени.
Был хорошим адвокатом!!
Цицерон, заботившийся о письменной редакции своих речей, - фигура в истории европейской литературы уникальная, потому что именно он стал посредником между эпохой устного слова, которое преобладало в Древнем Риме, и эпохой письменного слова, которое отныне будет определять европейскую культуру.
Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.
Обширное творческое наследие Цицерона стало бесконечным источником вдохновения не только для римских ораторов последующих поколений, но и для религиозных мыслителей, в частности, Св. Аврелия Августина, представителей Возрождения и гуманизма (Петрарки, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других художников слова.
(СМ СТР 306-307)
Катулл
В Средневековье произведения Катулла были утеряны. Единственный его сборник был вновь найден в XIII веке в единственном экземпляре в его родном городе Вероне. Рукопись была утрачена, но с неё были сделаны две копии, от которых происходят многочисленные изводы XV века.
Этот сборник включает 116 стихотворений, разных по размеру и количеству строк (от 2 до 480). Точнее, Веронский сборник содержит 113 стихотворений с нумерацией 1-17 и 21-116, так как № 18, 19 и 20 были вставлены одним из издателей, а авторство Катулла сомнительно, и поэтому в современных изданиях исключаются, но нумерация осталась.
Стихотворения размещены, в соответствии с античным принципом «пестроты» (poikilia), без какого-либо хронологического или тематического порядка, а только по формальным признакам: вначале короткие стихотворения, написанные разными лирическими размерами (1 — 60), потом большие произведения (61 — 68), а за ними — короткие стихотворения, написанные элегическим дистихом (69 — 116). О связи между разными стихотворениями, о последовательности их написания и т. п. можно только догадываться.
По содержанию их можно разделить на две группы:
· стихотворения ямбические и полемические (политические эпиграммы и насмешки)
· лирические стихотворения:
· элегического и повествовательного содержания, написанные по греческим образцам, как, например, в подражание Каллимаху элегия о волосах Береники (№ 66), свадебные песни (№ 61. 62) и эпиталамаПелея и Фетиды.
· собственно личные лирические стихи
В нач. XIX века этот сборник в России фигурировал под названием «Безделки», по эпитету «nugae», который прилагает поэт к ней в посвящении. (Отсюда литературная игра в названиях сборников Карамзина и Ивана Дмитриева: «Мои безделки» и «И мои безделки»).
Традиционно как особый цикл в стихотворениях Катулла выделяются любовные стихотворения, в которых главную роль играют отношения поэта к Лесбии (подлинное имя которой, по Овидию и Апулею, было Клодия). Посвящённые ей стихотворения, разбросанные по сборнику вне хронологического порядка (3, 5, 7 и особенно 51, написанное в подражание Сапфо) стоят у истоков понятия романтической любви в европейской культуре (по М. Л. Гаспарову). Увлечение поэта сменяется горем и затем омерзением, которое внушила ему любимая женщина изменой и низким падением