Пародийно-обличительный характер комедий Аристофана. Анализ комедии.
- Аристофан – единственный автор древней аттической комедии, произведения которого дошли до нас.
- Большая и лучшая часть литературной деятельности Аристофана приходится на время Пелопоннесской войны. Он был сторонником демократии времен Перикла и защитником интересов земледельцев среднего достатка. Этим объясняется антивоенная направленность его комедий (земледельцы всегда заинтересованы в мире) и резкая оппозиция заинтересованному в войне правительству «радикальной демократии» торговцев и промышленников, опиравшихся на неимущих граждан.
- Аристофану приписывали 44 комедии, из которых полностью сохранилось 11.
- Вопросы войны и мира в большей или меньшей степени затрагиваются во всех комедиях Аристофана и лежат в основе таких его комедий, как «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата», «Всадники».
- В ряде своих комедий Аристофан поднимает проблемы морали. Наиболее интересны в этом отношении его комедии «Облака» и «Лягушки». Кризис демократии, упадок нравов, ослабление гражданского сознания, веры в богов Аристофан склонен приписывать влиянию распространившейся в то время ионийской философии, софистики, подвергшей сомнению традиционные моральные нормы и религию и породившей вольномыслие новых поэтов Пот почему современные ему философы и поэты как носители нового отношения к богам, к миру, к устоявшимся предрассудкам, к женщине подвергаются постоянным и язвительным насмешкам поэта.
Анализ комедии «Облака»
В комедии «Облака», обличая софистов как шарлатанов и безбожников, Аристофан намеренно ставит во главе их школы философа Сократа, учение которого имело весьма мало общего с софистикой.
- «Облака» - одна из интереснейших и остроумнейших комедий Аристофана. Сюжет комедии состоит в том, что старик Стрепсиад, земледелец среднего достатка, погряз в долгах по вине своего легкомысленного сына Фидиппида, увлекающегося конным спортом и тратящего деньги отца на лошадей. Старик не спит ночами, думая о необходимости расплаты со своими кредиторами, и в конце концов решает отдать сына в обучение софистам, которые, как он слышал, умеют всякую кривду выдавать за правду, - это избавит Стрепсиада от необходимости отдавать долги. Хотя это и снижает «положительность» характера героя (земледелец среднего достатка – лучший гражданин, с точки зрения Аристофана), но не нужно забывать о ритуальном характере осмеяния в древней аттической комедии.
Аристофан осмеивает не только симпатичных ему персонажей, но даже богов (см. комедию «Лягушки»). Когда сын категорически отказывается идти в «мыслильню» софистов, старику приходится сделать попытку самому получить софистическое образование. Но в силу здравого смысла старику не удается воспринять мудрость нового учения, хотя кое-что из этого учения он усвоил; например, тот факт, что не Зевс посылает на землю дождь, а облака, возглавляемые неким Вихрем. Хор комедии, одетый в костюмы облаков (отсюда название комедии), символизировал, очевидно, туманную и расплывчатую мудрость софистов. Стрепсиада изгоняют из школы за тупость, тогда он добивается согласия Фидиппида поучиться у софистов. В «мыслильне» Фидиппиду предоставляют возможность выбрать учителя и выносят на сцену в качестве боевых петухов Правду и Кривду. Спор Правды и Кривды – центральный агон комедии. Правда берет за образец воспитание, дававшееся в старину, восхваляет скромность нравов и справедливость, процветание в обществе, когда она, Правда, царила на земле. Кривда в этом агоне побеждает правду, но это, конечно же, не значит, что она у Аристофана одержала моральную победу. Поэт высмеивает и осуждает новые принципы воспитания молодежи, софистические приемы, при помощи которых Кривда побеждает. Они, по его мнению, сами себя разоблачают в глазах публики.
Выучившийся у софистов, Фидиппид действительно помогает отцу уклониться от уплаты долгов, но тут между отцом и сыном возникает спор о литературе: сын оказывается поклонником Еврипида с его нововведениями, отец – Эсхила. В конце концов Фидиппид избивает отца и доказывает ему, что в соответствии с учением софистов он имеет полное право так поступить. Стрепсиад готов примириться с этим, но, когда Фидиппид заявляет, что он вправе и мать свою побить, старик не выдерживает, хватает лестницу и факел и поджигает «мыслильню».
- Комедия «Облака» интересна и тем, что она дает представление о гипотезах греческих естествоиспытателей того времени, о зарождающейся филологии, о расцветающей риторике, хотя достижения этих дисциплин даны в пародийной, карикатурной форме. Носителем софистики, которая для Аристофана означала ненавистную ему новую идеологию во всех проявлениях общественной жизни, выступает не столько Сократ, сколько Еврипид, подвергающийся постоянным насмешкам поэта.