Мораль – единственный предмет этики.
Мораль – особый (неформальный и сущностный) тип социальной регуляции, который не имеет четко очерченной сферы своего общественного применения, и в котором выражены высшие человеческие ценности. Стороны сущности морали:
-
Мораль выступает как некое общественное отношение. Моральные отношения – сторона общественных отношений.
-
В морали выражены высшие человеческие ценности.
-
Мораль является особым типом социальной регуляции.
Все типы социальной регуляции делятся на: формальную и институализированную регуляцию (право), неформальную и не институализированную регуляцию (бытовые привычки). Право – формализованная и институализированная воля господствующего класса. Право – совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее существенные отношения людей к друг другу, классам, обществу, государству. Мораль отличается от права тем, что исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).
Право, мораль и обычай существовали слитно в первобытном обществе. До существования классов не существовало права. Только в цивилизованном обществе право, мораль, обычай и традиции стали отделяться.
Мораль отличается от обычаев и традиции:
-
В обычаях и традициях должное и сущее тождественны друг другу. А в морали между ними противоречие.
-
Обычай и традиция регулирует внешнюю мораль – глубинную, сущностную сторону.
Мораль делает акцент на том, что еще не сделано, а право делает акцент на том, что сделано.
Справедливость - правовая и нравственная категория – мера равенства и воздаяния.
2 формы:
-
Воздающая. В ситуации воздаяния по заслугам (неравенство). Неравенство носит конструктивный характер, а другое – деструктивный.
-
Выравнивающая. В ситуации прав и обязанностей в ситуации обмена (равенство справедливо).
Угроза для справедливости: сырьевая экономика, эксплуатация труда. Свобода и справедливость прямо пропорциональны друг другу.
Насилие - принуждение (экономическое, политическое, духовоное), наносящее ущерб
Классификация насилия по Эриху Фромму:
-
Доброкачественное ( против агрессии)
-
Злокачественное (терроризм)
Пока есть классовая борьба насилие неискоренимо.
Марксизм: минимализация насилия-направление в ту сторону, чтобы сумма насилия была меньше
Некоторые проблемы (бандитизм, терроризм) решаются только силовым путем.