пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость.

Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Именно с «человеческой проблематикой» всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей истории. В античной философии человек рассматривался как микрокосм, подчиненный в своих человеческих проявлениях высшему началу-судьбе. В системе христианских мировоззрений человек – существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два его начала: душа и тело, или человек и Бог. Философия Нового времени видела в человеке прежде всего его духовную сущность. В XIX- начале XX в. целостного учения о человеке ещё не было, хотя понимание действительной сущности человека уже часто просматривалось в различных теориях. Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной. Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель и смысл его усилий лежит не только в его личной судьбе, а прежде всего в социальных судьбах своего народа и даже всего человечества.</div><div>В настоящее время, благодаря новейшим средствам связи, массовой информации, общение народов чрезвычайно возросло. Стало более ощутимо для всех, что человечество являет собой единое целое. Несомненно, объективным законом истории является создание все более и более совершенного общества. Важнейшим аспектом исследования общества выступает анализ исторического процесса, выявление его смысла и значения, решение проблемы направленности исторического процесса и т.д. История может пониматься и как синоним понятия «социум». Философы нередко говорят о «законах истории», имея в виду не закономерность исторических событий, а законы социума в их субстанциональном отличии от природы. Время в истории включает в себя и прошлое, и настоящее и будущее, связывая их деятельностью людей. В этом и есть подлинный смысл философии истории. Проблема философии связана с масштабом человеческой истории, изучением основных культурно-исторических типов развития, взаимодействием их культур, влиянием человеческой деятельности на ход всемирной истории, созданием различных масштабных моделей развития истории человеческой цивилизации. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали – морали высокого уважения к себе и другим.</div><div>К чести русской философии, на всех этапах её развития, особо важную роль играло нравственное начало, философия Добра, философия «мы», утверждающая, что спастись можно только всем вместе, принцип соборности, имеющий значение для решения проблемы общественной жизни. Тот же русский космизм с его «общим делом», с его гуманизмом воссоединения, заботы о Земле, биосфере, Космос с заботой о каждом человеке – пример объективного вопроса о смысле жизни. Каждый человек – частица рода человеческого. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с её биосферой и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает философскую проблему смысла жизни объективной.

Человек - существо не только природное и социальное но и историческое. Этот момент с особой силой подчеркнут в социально-исторической концепции марксизма который усматривал сущность истории в деятельности,

335

преследующего свои цели человека и искал объективные основания исторического процесса. В XX в. взгляды на историю и место в ней человека напоминают максимальные колебания маятника. С одной стороны, развивались концепции, претендующие на исчерпывающее объяснение истории на основе религиозно-философских и духовно-идеологических построений (О. Шпенглер, А. Тойнби), а с другой - концепции сторонников релятивистского подхода с их утверждениями о том, что история имеет только субъективный смысл, который придает ей сам человек. В конце 80-х гг. XX в. появилась концепция "конца истории" (Ф. Фукуяма). Чтобы разобраться в этом разнообразии мнений и гипотез, необходимо обратиться к проблеме объективного и субъективного в истории.

Под объективными факторами развития общества обычно понимаются такие условия, которые не зависят от сознания людей, их воли и определяют характер их деятельности. Это природно-климатические факторы, влияющие на характер и уровень общественного производства, что конкретизируется в понятии способа производства. Это одно из ключевых понятий марксисткой концепции сущности общества, понимаемое как единство производительных сил и производственных отношений в ходе создания материальных благ. Он представляет собой основу общественно-экономической формации и, как писал К. Маркс, "обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". Динамика способа производства состоит в том, что производительные силы на определенном этапе развития общества перерастают рамки существующих производственных отношений, вступают с ним в противоречие. Это приводит к социальному взрыву, революции, насильственному изменению отношений собственности и власти.

Идея К. Маркса о примате способа производства по отношению к другим сторонам жизни общества в основном приложима к развитию европейского капитализма середины и конца XIX в. В других случаях она не носит столь императивного характера, хотя никто не отрицает значения материального фактора в жизни общества.

336

Смена способов производства, определяющая в основном ход истории, породила многолетнюю теоретическую дискуссию сторонников формационного и цивилизационного подходов. Понятие цивилизации плодотворно для объяснения хода истории прежде всего тем, что позволяет синтезировать объективный подход (и основанное на нем формационное деление с соответствующим способом производства) и субъективный фактор, связанный с деятельностью человека. Это "человеческое измерение" истории отражается в сознании миллионов людей. В понятии "человек цивилизованный" пересекаются два типа исторического времени - линейное и циклическое. Если при формационном подходе на первый план выходят качества, свойства человека, связанные с господствующим способом производства и вытекающими из него отношениями, то во втором случае каждый человек предстает как плод одной из ветвей древа культуры своего народа и дома его цивилизации.

Говоря о субъективном факторе, под которым понимается деятельность отдельных людей, их групп, классов, партий и т.п. в истории, нужно указать на самую существенную особенность социального действия. Она состоит в адаптивно-адаптирующем характере деятельности человека, с помощью которой он активно изменяет среду в соответствии со своими целями и потребностями, образуя "вторую природу", мир культуры или "неорганическое тело человека". Эта искусственная среда обитания характеризует любую из историко-культурных форм, а ее создание является итогом творческого развития орудийного характера деятельности. В свою очередь орудийная деятельность стимулирует становление и развитие сознания, придает ему целенаправленный характер в отличие от генетически определенной животной целесообразности. На этой основе формируется субъективность человека: она возможна только в процессе совместной, коллективной деятельности, когда появляются солидарность и альтруистическое поведение, которое у животных имеется только в виде предпосылки.

Социальный субъект - это носитель целенаправленной активности, обладающий сознанием и волей, позволяю-

337

щей ему воздействовать на объект деятельности. Это относится как к индивиду, так и к социальным общностям: классам, нациям, поколениям, профессиональным группам и т.д.


03.06.2015; 20:28
хиты: 107
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь