пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопрос 26.Рыбаков Б.А. Значение историка в исследовании древней Руси IX - XIII веков.

  27 декабря 2001 года на 94-м году жизни скончался великий русский историк и археолог, крупнейший специалист по истории славянства и Киевской Руси, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР академик Борис Александрович РЫБАКОВ. 

    Сотни научных трудов академика Бориса Александровича Рыбакова составили целую эпоху в изучении Древней Руси и обогатили историческую науку крупнейшими открытиями. Академик Рыбаков - автор фундаментальных работ по истории нашей Родины, происхождению древних славян, начальных этапов сложения русской государственности, Киевской Руси IX-XII веков, развитию ремесел, культуре русских земель, архитектуре древнерусских городов, литературе и живописи, верованиям древних славян. За книгу "Ремесло Древней Руси" (1947 год) он был удостоен Государственной премии СССР. Фундаментальные труды "Язычество древних славян", "Язычество Древней Руси", "Киевская Русь и русские княжества IX-XIII веков" и другие являются настольными книгами серьезных ученых-историков и лингвистов. Борис Александрович - автор глубоких исследований о культуре и социальной природе древнерусского города, создатель новых концепций этнической истории славянства. Под его руководством Институт археологии АН превратился в наиболее крупное и авторитетное археологическое учреждение страны. Академик Рыбаков был патриотом своей Родины. Благодаря его трудам удалось сохранить многочисленные памятники истории и культуры нашего Отечества. Вечная ему память!

 

 Академик Борис Александрович Рыбаков, будучи одновременно и археологом, и археографом, и историком фольклора, заслужил огромный авторитет среди серьезных исследователей прошлого и достойно представлял нашу историческую науку на многих международных конгрессах. Он свыше сорока лет возглавлял Институт археологии и ныне остается его почетным директором. Ему уже за 90 лет, но и в этом возрасте сохранил удивительную работоспособность, на его счету сотни научных трудов, свидетельствующих о широчайшем диапазоне его деятельности.

Борис Александрович, давайте начнем с того, как вам удалось найти автора "Слова о полку Игореве".

     - Работая над текстами сказаний Древней Руси, убедился, что почти все былинные сюжеты укладываются в хронологические рамки с IX по первую половину XIII века. былины - это художественное осмысление народом конкретных исторических событий, историческая память народа. С таких же позиций я подходил к исследованию летописей. Результатом анализов, сопоставлений, статистических расчетов стал вывод: "Слово" - вещь подлинная, написанная по следам событий конца XII века в Киеве Петром Брониславовичем - боярином, который был на дипломатической службе и выполнял целый ряд поручений, в том числе был послом Киева в Галиче, лично знал многих князей.

Ваша первая, огромная по объему книга "Ремесло Древней Руси", вышедшая еще в конце 40-х годов, совершила подлинный переворот в представлениях об истории восточных славян и Древней Руси. В книге приведены доказательства высокой степени развитости древнерусского ремесла и опровергалось мнение о слабой распространенности грамотности, о полной зависимости Древней Руси от рынков Европы и Византии. Как вы относитесь к высказываемому отдельными авторами мнению, что это был социальный политический заказ?

     - Этого не могло быть. Начинал я свою работу, которую защитил как докторскую в 1942 году, еще в 20-30-е годы, когда, напротив, история писалась "революционная" и изобреталась интернациональная "пролетарская" культура. Моя работа возрождала историко-культурное достояние русского народа. Ремесло и культура Древней Руси были выше тогдашнего европейского уровня, но ей был нанесен огромный урон монголо-татарским нашествием.

К сожалению, во все времена находятся псевдоученые, которые, в угоду конъюнктуре, трактуют историю, не удосужась сопоставить данные летописей, эпиграфики, археологии, народной памяти.

Есть ли у вас разногласия с другими историками - академиком Лихачевым, с Львом Гумилевым?

    - Да, на некоторые вещи мы смотрим по-разному. Это, впрочем, не помешало мне поддержать Дмитрия Сергеевича при выдвижении его в академики. А Гумилев неоправданно затушевывал огромный урон, нанесенный Руси монголо-татарским игом во время расцвета ее культуры. Ведь были десятки специальностей ремесленников и высочайшее ювелирное искусство в русских городах. Кстати, в моей монографии-альбоме "Русское прикладное искусство Х-ХIII веков" предстает во всем великолепии в прекрасных цветных иллюстрациях созданное русскими умельцами.

Появилось много противников глубокой древности нашей государственности. Действительно ли она начинает складываться в VI веке?

     - Да, в VI-VII веках сложился мощный союз племен Среднего Приднепровья "Русская земля" под главенством росов-русов. В VII-IX веках в результате длительного и сложного развития складывается суперсоюз "Киевская Русь".

В своих книгах "Язычество древних славян" и "Язычество Древней Руси" вы представляете языческие обряды и пишете о двоеверии, о многовековом сосуществовании православия и языческих представлений и обрядности в русском повседневном быту и культуре. По своему детству знаю, что в северном крестьянстве многое из поверий древности сохранялось. Это прослеживается в романах и стихах крестьянских поэтов Сергея Клычкова, Николая Клюева и самого Сергея Есенина. Было ли принятие христианства благом для Руси?

 

     - Христианство пришло с византийской богатой культурой, литературой и философией. Это способствовало повышению грамотности, развитию русской культуры, а в последующем и литературы, единению и укреплению Древней Руси, а в последующем и русского государства.

 опубликовано в газете "Красная звезда" 11 марта 2000 года

Б. А. Рыбаков был крупным археологом. Его научная деятельность началась с раскопок вятических курганов в Подмосковье. Он проводил масштабные раскопки в Москве,Великом НовгородеЗвенигородеЧерниговеПереяславле РусскомБелгороде КиевскомТмутараканиПутивлеАлександрове и многих других. Им были целиком раскопаны древнерусские замки Любеч и Витичев, что дало возможность реконструировать облик небольшого древнерусского города. На этих раскопках учились «раскопочному ремеслу» сотни будущих историков и археологов. Многие ученики Б. А. Рыбакова стали известными учеными, в частности С. А. Плетнёва, специалист по кочевым народам Степи, хазарам, печенегам и половцам.Всю свою жизнь Рыбаков придерживался патриотических, антинорманистских убеждений. По оценке Л. С. Клейна, он был «не просто патриотом, а несомненно, русским националистом... ультра-патриотом — он был склонен пылко преувеличивать истинные успехи и преимущества русского народа во всем, ставя его выше всех соседних»[1]. Так, Рыбаков был убеждён в глубокой автохтонности славянского населения на территории Украины, связывая со славянами и скифов, и даже трипольцев[1]. Наличие на территории Украины государства готов при этом отрицалось, а традиционно связываемая с готами черняховская культура провозглашалась культурой славянской[1]. Крупнейшие центры славян, и в первую очередь, Киев, в трактовке Рыбакова существовали с незапамятных времён.К числу наиболее спорных построений Рыбакова относятся попытки произвести славян от скифов-пахарей, живших в Причерноморье ещё во времена «отца истории» Геродота (V век до н. э.). В книге «Киевская Русь и русские княжества в XIIXIII веках» он отнёс начало истории славян к XV веку до н. э. В Змиевых валах историк видел свидетельство столкновения славян с киммерийцами (по общепринятой точке зрения, покинувшими Причерноморье за 1000 лет до появления там славян): «Славяне применяли при постройке своих первых укреплений пленных киммерийцев», — заявляет учёный[2].Многие научные труды Рыбакова содержали фундаментальные выводы о жизни, быте и уровне социально-экономического и культурного развития населения Восточной Европы. Так, например, в книге «Ремесло древней Руси» исследователю удалось проследить генезис и этапы развития ремесленного производства у восточных славян с VI по XV века, а также выявить десятки ремесленных отраслей. Целью Рыбакова было показать, что домонгольская Русь не только не отставала в своем экономическом развитии от стран Западной Европы, как это утверждали ранее многие ученые, но по некоторым показателям опережала эти страны.В монографии «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» он провел параллели между былинными сюжетами и русскими летописями. Он выдвинул гипотезу о том, что отдельные погодные записи в Киевском государстве начинают делаться не в XI веке, а уже во второй половине IXX столетиях.Ученый детально исследовал древнерусское летописание, предложил версии авторства отдельных летописных фрагментов, подверг тщательному анализу оригинальные известия историка XVIII века В. Н. Татищева и пришёл к выводу, что они опираются на заслуживающие доверия древнерусские источники, и что В. Н. Татищев не занимался фальсификацией истории.Досконально изучил Б. А. Рыбаков и такие замечательные памятники древнерусской литературы, как «Слово о полку Игореве» и «Моление Даниила Заточника». Им была выдвинута гипотеза, согласно которой автором «Слово о полку Игореве» был киевский боярин Петр Бориславич. Согласно другой гипотезе Рыбакова, выдающийся мыслитель и публицист конца XII — начала XIII веков Даниил Заточник являлся великокняжеским летописцем при дворах Всеволода Большое Гнездо и его сына Константина.В своих трудах, таких как «Язычество древних славян» (1981), «Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв.» (1982), «Язычество древней Руси» (1987), Б. А. Рыбаков фактически воссоздал целый пласт дохристианских верований восточных славян, вызвав в свой адрес обвинения в фантастических спекуляциях и отсутствии единой методологии. К примеру, в образе Змея Горыныча академик видел смутное воспоминание славян о каком-то доисторическом животном, например, о мамонте. Былинное сказание о встрече богатыря со Змеем на Калиновом мосту через огненную реку, по Рыбакову, есть не что иное, как    обрисовка древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников.


22.06.2015; 16:58
хиты: 128
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь