Согласно П.Сорокину, каждая культура тяготеет к единству ее элементов
(хотя никогда не достигает полного единства). Единство базируется на неком
"общем принципе" или "доминирующей ценности". Доминирующая ценность
находит свое выражение во всех сферах культурной и социальной практики.
Основным принципом культуры в концепции Сорокина оказывается от-
ношение к миру. Сорокин различает три типа культуры: идеациональный,
идеалистический и чувственный. При этом второй тип является, скорее, пере-
ходным, сочетающим в себе принципы первого и третьего типов.
В основе идеационального типа культуры лежит убеждение в доминиро-
вании "сверхчувственной реальности". Земная жизнь человека не имеет само-
стоятельной ценности и осмысливается лишь посредством соотнесения со
сверхчувственной сферой бытия. Примером такого типа культуры является
культура средневековой Европы до 12 века.
Чувственный тип культуры базируется на убеждении, что "объективная
реальность и ее смысл чувственны". Земное бытие обладает ценностью само по
себе. Представления о сверхчувственной реальности теряют свою убедитель-
ность. Такой тип культуры господствовал в Европе с 16 по 20 век, причем в 20
веке, по мнению Сорокина, этот тип культуры переживает глубокий кризис.
Кризис культуры выражается, в частности, в социальных потрясениях – войнах
и революциях, создании диктаторских режимов и т.д.
Идеалистический тип культуры базируется на признании равной значи-
мости сверхчувственного и чувственного аспектов реальности. Этот тип куль-
туры характерен для европейских обществ с 12 по 16 вв., т.е. эпохи позднего
средневековья и Возрождения.
Рассмотрим, каким образом доминирующий принцип культуры проявляет
себя, например, в сфере искусства и права.
Искусство идеациональной культуры посвящено преимущественно рели-
гиозным сюжетам. Оно изображает деятельность богов, героев, мифических
существ. Функцией искусства является приобщение человека к сфере сакраль-
ного, совершенствование его души. Сюжеты, связанные с повседневными забо-
тами человека в идеациональном искусстве почти полностью отсутствуют. Ес-
ли же они появляются, то чаще всего в связи с религиозной тематикой. Напри-
мер, многие библейские сюжеты, в изобилии представленные в средневековом
европейском искусстве, имеют вполне "земной" характер – сватовство, свадь-
ба, семейные конфликты, обман, предательство и т.д. Но и в Библии, и в сред-
невековом искусстве эти сюжеты обретают смысл, лишь будучи вплетены в
священную историю, историю отношений человека с Богом.
Искусство чувственной культуры, напротив, ориентируется на "земные"
сюжеты. Радости и печали человеческой жизни, красота природы, величие и
трагизм человеческой истории гораздо популярнее, чем религиозные сюжеты.
Если же последние и используются в искусстве, то в довольно вольной интер-
претации (что невозможно в рамках идеационального искусства). Главная цель
чувственного искусства – доставить удовольствие, развлечь. Хотя на раннем
этапе существования этого типа культуры искусство еще сохраняет функцию
совершенствования человека, возвышения его над повседневностью. На стадии
упадка чувственному искусству присущ интерес к аномальным и патологиче-
ским явлениям человеческой жизни. (Это связано с исчерпанностью сюжетов
на фоне возрастающей тяги к развлечениям).
Идеалистическое искусство сочетает в себе интерес и к чувственной, и к
сверхчувственной реальности. Наглядным примером такого искусства является
удивительная живопись итальянского Возрождения, соединяющая религиозную
проблематику с восхищением красотой земного бытия и земного человека.
Функция идеалистического искусства - доказательство беспредельных возмож-
ностей человека (в случае итальянского Возрождения), и средство его совер-
шенствования, духовного роста. Ценность сверхчувственного не подвергается
сомнению, но и чувственный мир признается ценным и значимым, достойным
восхищения.
Обратимся теперь к этике и праву в идеациональной, идеалистической и
чувственной культурах.
В идеациональной культуре источником правовых и этических норм яв-
ляется божественное начало, как бы последнее не трактовалось. Нормы счита-
лись установлением либо единого Бога, либо мифологических персонажей, ге-
роев и предков, имеющих сакральный статус. Поэтому нарушение норм счита-
ется святотатством. Изменение и переосмысление норм невозможно. Соблюде-
ние правовых и этических норм не связано с утилитарными целями, эти нормы
ценны сами по себе, в силу их сакральности. Следуя идеациональной этике, че-
ловек приобщается к священному.
В чувственной культуре этические и правовые нормы обосновываются
иначе. Право понимается как сугубо человеческое установление, целью которо-
го является обеспечение удобства человеческого общежития. Несоблюдение
правовых норм наказывается, но рассматривается лишь как нарушение порядка,
а не святотатство. Поскольку правовые нормы создаются людьми, они неиз-
бежно релятивизируются, и не обладают таким авторитетом, как идеациональ-
ные правовые нормы. Этика в чувственной культуре базируется не на божест-
венных заповедях, а, как правило, на соображениях удобства и комфорта. Так,
греческий мыслитель Эпикур советовал воздерживаться от излишеств, в том
числе и чрезмерных удовольствий, поскольку они могут привести к страданию,
т.е. создать неудобство. Как и правовые нормы, нормы этики чувственной
культуры неизбежно относительны.
В идеалистической культуре право и этика базируются и на идеациональ-
ных, и на чувственных ценностях. Делаются попытки связать воедино требова-
ния человеческой природы и истины веры. Человек может быть счастлив, лишь
следуя некому высшему началу. Примером может служить убеждение предста-
вителей некоторых современных христианских организаций (не ортодоксаль-
ных христианских конфессий), провозглашающих, что человек может быть
удачлив в делах и счастлив в личной жизни, лишь "обратившись к Христу". Та-
ким образом, обращение к сверхчувственному получает утилитарное обоснова-
ние (полезность), но, тем не менее, считается все же необходимым.
Подобно искусству и этике, другие сферы социокультурной реальности
пронизаны воздействием доминирующего, основного принципа культуры.
Выделенные П.А.Сорокиным типы культуры – это одновременно и по-
следовательные этапы культурной динамики. Любая культура (если ее естест-
венное существование не прекращается в силу каких-то причин) может прохо-
дить в своем развитии эти стадии: идеациональную, идеалистическую, чувст-
венную. При этом ни один из выделенных культурных типов не является "бо-
лее развитым" или "менее развитым" – каждый представляет собой самостоя-
тельную ценность. Культура может проходить через три описанные стадии не-сколько раз – концепция Сорокина циклична.